Хотелось бы активизировать процесс переговоров по заключению мирного договора. У переизбранного на второй срок Президента РФ В.В.Путина есть высокий шанс решить проблему 'северных территорий'. По случайному обстоятельству, скоро Япония и Россия встретят две знаменательных исторических даты.
В 2005 году исполняется 150 лет с момента подписания Симодского трактата 1855 года, согласно которому граница между Японией и Россией пролегала между островами Итуруп и Уруп. В 2006 году исполняется 50 лет с момента подписания японо-советской декларации 1956 года, восстановившей дипломатические отношения между странами.
Не хотелось бы, чтобы эти даты, которые могут стать моментом для решения территориальной проблемы и подписания мирного договора прошли безрезультатно. Хотелось бы, чтобы Президент РФ и премьер-министр Д. Коидзуми, приступили к переговорам, приняв это во внимание.
Ближайшие два года будут иметь важное значение для лидеров Японии и России. Срок полномочий российского президента составляет 4 года. При этом предполагается, что первые два года будут посвящены решению внешнеполитических вопросов. Затем, когда встанет проблема преемника, главе государства будет не до внешней политики. Срок полномочий премьер-министра Японии истекает в 2006 году.
Если упустить этот шанс, то продвижения в японо-российских переговорах надо будет ждать намного дольше. По мнению правительства, непременным условием возобновления переговоров конкретно по территориальной проблеме, являлось переизбрание президента В.В.Путина. Так как большие ожидания возлагаются на то, что укрепление президентской власти и расширение ее полномочий позволит главе государства предпринять решительный шаг в решении территориальной проблемы, не считаясь с протестом внутри России.
По крайней мере, сейчас это условие можно считать выполненным. К счастью и сама Россия демонстрирует стремление решить территориальную проблему. Новый посол РФ в Японии дает ясно понять, что он получает указание Кремля, 'искать новый подход'.
Сейчас, наверное, необходимо пересмотреть подходы обеих стран к данной проблеме и изменить организацию переговорного процесса. При этом необходимо, приложить все усилия к расширению диалога по поиску нового выхода. Мы ждем этого с нетерпением.
Наибольшие опасения вызывает недопонимание, проявляемое с российской стороны. В подписанном в прошлом году российско-японском 'плане действий', японская сторона изменила порядок приоритетов своей политики в отношении России, поставив на первое место экономику и отложив территориальную проблему на второй план.
План действий включает в себя 6 аспектов сотрудничества, начиная с углубления политического диалога и включая вопросы экономического сотрудничества, в то время как переговоры по мирному договору стоят на втором месте.
Невероятно, но факт: решение территориальной проблемы было лишено приоритета (поставлено на второе место). Ответственность за ошибочное толкование [политики Японии российской стороной], наверное, несет и правительство. И это [недоразумение] необходимо быстро исправить, так как в ответ и у японцев растет чувство сильного недоверия к России. Возвращение 'северных территорий' и подписание мирного договора - путь к возвращению доверия [Японии к России]. Если это увязать с экономическим сотрудничеством с Россией, это принесет выгоду и для России.