МОСКВА. - На прошлой неделе Президент России Владимир Путин упрекнул министра экономразвития за излишнюю консервативность в прогнозировании экономического роста. Комментаторы на телевидении тут же выразили опасение, что Путин готов выкручивать руки, чтобы добиться выполнения своего предвыборного обещания - удвоения ВВП страны за десять лет.
Экономический рост в России, где около четверти населения живет за чертой бедности, является политической необходимостью.
В четверг упрямый министр увеличил цифры роста, запланированного правительством на ближайшие несколько лет, но не на столько, чтобы достичь цели, поставленной президентом. По словам других официальных лиц, это не было сделано под давлением или в результате конфликта. Улучшение прогнозируемых показателей отражает более высокие цены на нефть, главный экспортный товар страны, поясняют они.
За часто непонятными широкой публике статистическими дебатами кроется фундаментальный вопрос: будет ли Путин, который в начале месяца с огромным перевесом победил на выборах и которого поддерживает большинство в парламенте, использовать свою власть для ускорения давно буксирующих экономических реформ.
Чиновник, которого Путин на прошлой неделе озадачил проблемой, - это Герман Греф, автор экономической программы России прошлых четырех лет. Он неоднократно заявлял, что Россия не должна полагаться только на высокие цены на нефть, что для достижения поставленной президентом цели необходимо добиться большей либерализации экономики.
'Собственно говоря, он использует эти прогнозы для того, чтобы добиться продвижения реформ', - считает экономист московской инвестиционной компании Brunswick-UBS Эл Брич.
Путин пообещал 'не засыпать под теплым одеялом нефтедолларов' и продолжать реформы. Его сторонники заявляют, что намерение вести российскую экономику вперед опавдывает силовые методы, которыми Кремль воспользовался, чтобы раздавить оппозицию на выборах - методы, которые западные обозреватили критиковали как не соответствующие международным стандартам.
Тем не менее, целый ряд важных реформ по большей части буксует. Особенно это касается радикального наведения порядка среди склеротичных и коррумпированых бюрократов, которые, по словам экономистов, представляют основную преграду для распространения экономического роста не только на крупных экспортеров. 'За последние два года в стране было очень мало структурных перемен, - считает Кристоф Рюль, главный экономист Всемирного Банка в Москве. - Это самое удачное время для проведения реформ'.
Начиная с прошлого года, российские чиновники называли замедление роста неизбежным побочным эффектом сезона выборов, который закончился президентскими выборами 14 марта. С тех пор признаки того, насколько решительно Путин планирует проводить реформы были совершенно противоположными.
Разрекламированная перестройка раздутого и неэффективного федерального правительства, проведенная в этом месяце, окончилась созданием еще большего количества правительственных агентств, не сократив число бюрократов. Что же до перемен в налогообложении, налоги на нефтяной сектор не были значительно увеличены, как к тому призывали многие политики во время предвыборной кампании, однако те, кто ожидал резкого сокращения подоходного налога и налога на добавочную стоимость для стимуляции роста других отраслей экономики, тоже были разочарованы.
В прошлом году, благодаря высоким ценам на нефть, металлы и другие товары, составляющие основу российского экспорта, экономика страны выросла на 7.3%. После прихода к власти в 2000 году Путин руководил ярким восстановлением страны, чему помогли политическая стабильность и сокращение налогов. Со времени кризиса и дефолта 1998 года России удалось накопить более 80 млрд долларов валютных резервов и выплатить десятки миллиардов в качестве погашения внешнего долга.
Однако лишь немногие экономисты верят, что прошлогодние темпы роста продолжатся и дальше, особенно, если мировые цены на нефть упадут. Мало кто верит, что Путин достигнет поставленной цели - удвоения валового внутреннего продукта, так как для этого нужно сохранять ежегодный прирост в 7,2% на протяжении десятилетия.
'Это им не удастся', - считает Эл Брич. По его мнению, прирост в этом году составит 7,5%, а в последующих сократится до 5,5-6%. Для поддержания роста Россия должна увеличивать инвестиции, поскольку стареющие фонды страны, большинство из которых остались еще с советских времен, в ближайшие годы полностью износятся.
Однако для увеличения инвестиций необходимы серьезные преобразования, например, превращение атрофированной и плохо контролируемой российской банковской системы в реальный источник капитала для бизнеса. Кроме того, инвесторам потребуется большая защита от судебной системы, известной своей коррумпированностью, и более четкие гарантии того, что их активы не могут быть конфискованы по приказу правительства. Прошлогодний арест нефтяного магната Михаила Ходорковского, самого богатого человека страны, подорвал веру в то, что Путин собирается улучшать ситуацию на этих направлениях, считают аналитики.