Москва, 25 марта 2004 года (UPI). Консолидация власти в руках Владимира Путина дает кремлинологам еще одну возможность неправильно понять Россию.
Когда развалился Советский Союз, вместе с ним рассыпалось и то, что именуется кремлинологией.
Кремлинология, западная спекулятивная псевдонаука, пытающаяся разгадать то, что происходит внутри стен Кремля, никогда не была особенно успешной. Однако ей это и не требовалось. Кремлинологии, учитывая ограниченность поступающей из Советского Союза информации, всевозможные домыслы о его природе, а также и то, что она вызывала любопытство, было проще всего ошибаться.
Западные предположения в отношении России обыкновенно были ошибочными. Со времен Петра Великого Запад всегда интерпретировал перемены в России как одно из двух: следование намеченным курсом развития или отклонение от него. Советский Союз, весьма реальный идеологический и военный противник Запада, породил на Западе очень специфичную, хорошо финансируемую и исключительно спекулятивную индустрию по изучению и оценке России.
Короче говоря, кремлинология была попыткой объяснить внешние события посредством предположений о действиях фактически не подтвержденных, но предполагавшихся фракционных группировок в Кремле в период существования Советского Союза. Изучались такие вещи, как привилегии на парковку автомобиля среди советской элиты, а также кто стоит ближе других к Генеральному секретарю Коммунистической партии на Мавзолее Ленина во время первомайского парада. Это была очень интересная детективная работа, но она в действительности не давала информации о том, что происходит в Кремле.
Официально кремлинология была приостановлена в годы правления Бориса Ельцина. Советский Союз прекратил свое существование, а хаос 1990-х годов никто просто был не в силах постичь. Кремлинологам платили за расшифровку секретов коммунистического режима - но их не готовили к тому, чтобы разбираться в политическом и экономическом бандитизме.
Потеряв весьма щедрое государственное финансирование, многие кремлинологи исчезли с горизонта, ушли в отставку, попытались переквалифицироваться или же стали ожидать лучших времен. Те, кому хватило терпения, были вознаграждены. Другие, которые выдавали искаженные представления о России, рисуя ее в наихудшем возможном свете, включая многих журналистов, освещавших эту страну, тоже успели впрыгнуть в общий вагон победившей стороны.
Но кремлинология, которая была на грани исчезновения, получила новую жизнь, потому что сегодня Россией правит бывший руководитель Комитета государственной безопасности (КГБ). К сожалению, человек "с прошлым" снова сделал легитимным уже доказавший свою несостоятельность аналитический подход.
Новые кремлинологи видят в Путине человека, который в силу своей прежней принадлежности к КГБ хочет создать для России новое и совершенно иное будущее. Но, вопреки расхожему мнению, КГБ был очень избирателен, когда подыскивал для себя новые кадры - всегда обращал внимание на преданность, знания и умение, а также на характер человека. Нравится он вам или нет, но Путин обладает этими характеристиками.
Философ Карл Поппер (Karl Popper), живший в 1902-1994 гг., утверждал, что познание развивается посредством фальсификации гипотез. Кремлиногия, раньше и теперь, совершает три фундаментальные ошибки, которые практически не оставляют ей возможности для фальсификаций.
Первое, как следует оценивать относительную важность событий? Например, критики утверждают, что затеянное правительством расследование деятельности гигантской нефтяной компании ЮКОС было спровоцировано тем, что Михаил Ходорковский финансировал оппозиционные политические группировки. Было это изменением системы воззрений в российской политике или это всего лишь продолжение конфликтов между государством и бизнесом, происходящих с начала 1990-х годов? Арестовали бывшего босса ЮКОСа, миллиардера Михаила Ходорковского, потому, что он был мошенником, или же потому, что он чересчур лез в политику? Гадайте сами; кремлинология может доказать как то, так и другое и вообще подтвердить любые теории.
Второе, кремлинология имеет непреодолимую склонность персонифицировать всю российскую политику. Является Путин "сильным" или "слабым" лидером? Вместо коммунистических "реформаторов" и "твердолобых" советского времени мы имеем сегодня новые кремлевские фракции под рубриками "семья" (остатки тех, кто окружал бывшего президента Бориса Ельцина), "чекисты" (ссылка на первый "КГБ" коммунистов при Ленине), или "силовики" и "санкт-петербургская группа" (бывшие функционеры КГБ).
Как и в прежней кремлинологии, фракции и отдельные личности изображаются одномерно, без личных или иных привязанностей. Величайшей, хотя и дьявольской силой кремлинологии является способность делать карикатуры из политической элиты России. Например, при таких взглядах нельзя даже и помыслить о том, чтобы бывший функционер КГБ мог что-либо знать о связанном с инвестициями банковском деле. Однако простая логика диктует, что такие личности действительно есть.
Третье, хотя нет ничего неправильного в рассуждениях о том, как осуществляется власть в правительстве, возникают подозрения, когда отсутствие поддающихся проверке фактов используется для того, чтобы продвигать взгляды, которые преуменьшают изучаемый объект. Когда суть событий не ясна, автоматически возникает предположение, что путинский Кремль антидемократичен, авторитарен, даже, по мнению некоторых, антисовременен. В то же время, когда происходят очень прозрачные события - назначение в правительство очень известных экономических реформаторов, например - их просто сбрасывают со счетов как малозначимые.
Кремлинологию в ее нынешнем виде следует забросить. Это форма рассуждений, которая не имеет касательства к пониманию России или к активным интеллектуальным размышлениям. Главной задачей кремлинологии является препарирование и подача в нужном свете того, что происходит в России, причем не опасаясь, что кто-то когда-то обвинит ее в ошибке. Это не только опасно для мира, но также и вредно для того, что в действительности происходит в России.
Нео-кремлинологам следовало бы научиться на примере неудач своих предшественников и вспомнить о поговорке Шерлока Холмса (Sherlock Holmes): "Это грубейшая ошибка - пытаться строить теории, не имея в руках фактов. Незаметно начинаешь искажать факты, чтобы подогнать их под теорию, тогда как теория должна соответствовать фактам".
Как только кремлинология сможет разобраться с фактами, размышления о переменах в России, возможно, дадут некоторые отличающиеся и даже удивительные результаты".