На состоявшейся несколько дней назад встрече в Братиславе лидеры стран, вступающих в НАТО, и стран-кандидатов продемонстрировали общие стремления к укреплению альянса и, насколько это получилось, помогли определить приоритеты политики, проводимой этой организацией. На следующей неделе в Вашингтоне президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) примет лидеров семи стран, - Эстонии, Латвии, Литвы, Словакии, Словении, Румынии и Болгарии - которые прибудут в США, для ратификации документов об их принятии в НАТО. Между тем, Хорватия, Македония и Албания ожидают, что следующий саммит НАТО в Стамбуле ускорит решение вопроса о полноте их членства в альянсе.
Все эти страны составляют 'Вильнюсскую десятку' - группу, названную так по имени города, где четыре года назад прошла учредительная встреча, на которой они решили объединить усилия по вступлению в НАТО. Быстрее, чем кто-либо мог тогда надеяться, их усилия теперь близки к полному успеху. Но 'Вильнюсская десятка' все еще не собирается раскалываться, так как эти страны хотят представлять в альянсе группу, имеющую одинаковые взгляды с членами НАТО, вступившими в ее ряды в 1999 году, т.е. Польшей, Чехией и Венгрией. Эти взгляды заключаются в том, что необходимо продвигать западные ценности и понятия в области безопасности на восток, в страны, которые уже сейчас стоят у порога Евро-атлантического сообщества, начиная от Беларуси, Украины и Молдовы, и заканчивая Грузией, Азербайджаном и Арменией. Также эти страны считают, что дверь в НАТО должна всегда быть открыта для всех желающих из этого региона.
'В лучшем случае мы сейчас на полпути к реализации нашей программы реального объединения Европы', - заявили премьер-министры 'Вильнюсской десятки' в совместном заявлении, сделанном по итогам встречи в Братиславе и направленном к странам НАТО и Евросоюзу. 'Разработка конструктивного подхода к решению проблем в странах Черноморского региона - это первое, что нужно сделать Большой Европе. Мы хотим, чтобы Европейский Союз, НАТО и США поняли, что этот регион имеет первостепенную важность'.
Среди представителей этого региона членами НАТО наиболее стремятся стать Украина, Грузия и Азербайджан. Эти страны, а вкупе с ними и Армения с Молдовой, однако очень слабы и уязвимы. В большинстве из них ведутся локальные вооруженные конфликты. В этих странах сильно развита коррупция и организованная преступность. Кроме того, Кремль рассчитывает вновь объединить их под своей властью, используя как раз эти их слабые стороны. Вот почему после того, как НАТО возьмет на буксир страны этого региона от Черного моря до Северного Кавказа, альянсу придется первым делом заняться обеспечением их безопасности.
То, что этот район рассматривается в качестве приоритетного, верно как с геополитической, так и с экономической и стратегической сторон. Этот регион образует функциональный агрегат на новой границе Евро-атлантического сообщества. Азербайджан и Грузия совместными усилиями смогут обеспечить коридор для транзита энергоресурсов Каспия в Европу, а, кроме того, и - постоянный коридор для американский вооруженных сил и сил НАТО для проведения операций в Средней Азии и в глубине Ближнего Востока.
Украина во многом будет служить продолжением этих коридоров, а, кроме того, как в Братиславе напомнили лидеры Вильнюсской десятки своим западным коллегам, ориентация Украины во многом определит будущее всей Европы, и поэтому Европа просто не имеет права оставаться безразличной к судьбе этого государства.
А тем временем Молдова, находящаяся во власти коммунистов и забытая Европой даже на встрече в Братиславе, стоит на пороге принятия решения о том, чтобы стать спутником России, который протянется на 500 км вдоль новой границы Евро-атлантического сообщества.
Черноморско-Северокавказский регион уже использовался в качестве плацдарма для осуществления стратегических планов Евро-атлантического сообщества в Евразии. Ожидается, что значение данного региона во много раз увеличится при рассмотрении стратегических замыслов США и НАТО. Поэтому угроза безопасности в этих странах противоречит интересам Евро-атлантического сообщества. Для осуществления этих интересов необходимо, чтобы эти государства имели устойчивую структуру, были способны к проведению реформ. Кроме того, должна быть обеспечена их безопасность от военного вмешательства России или других государств. Они должны иметь возможность свободно выбирать западные ценности, обеспечивать выполнение своих функций в качестве транзитных путей передачи энергоресурсов, а также быть в состоянии в любое время принять участие в проводимых НАТО или США операциях, включая те, которые не одобрены Москвой (как, например, 'Свобода Ирака', в которой под давлением Москвы Армения перестала оказывать даже и тот минимум поддержки в предоставлении воздушного коридора).
Таким образом, признание Черноморско-Северокавказского региона приоритетным для НАТО не стоит сравнивать с другими политическими нуждами альянса, такими как, например, его инициативы в Афганистане, Ираке или на Ближнем Востоке. Факт состоит в том, что стабильность в Черноморско-Северокавказском регионе под эгидой НАТО необходима для обеспечения выполнения задач вышеперечисленных инициатив. А для этого необходимо выработать инициативный, скоординированный подход Евро-атлантического сообщества к решению вопросов поддержания мира и разрешения конфликтов в этом регионе. Вот с этой стороны и надо рассматривать приоритетность этого региона для НАТО.
На настоящий момент, однако, возникает впечатление, что альянс сместил свои приоритеты в сфере поддержания мира в Черноморско-Северокавказском регионе, и даже исключил этот вопрос из своего списка первостепенно важных проблем на ближайший период. По заявлениям самой организации Северо-Атлантического договора, среди ее приоритетов в настоящее время находятся вопросы поддержания порядка в Афганистане в первую очередь, затем в Ираке, а далее на Балканах, Ближнем Востоке и, как заявил лидер НАТО Яап де Хооп Схеффер, возможно в Африке. Тем временем, в юго-восточной Европе, в Молдове, и в стратегически важном Черноморском регионе Россия, де-факто, является монополистом в том, что она называет 'миротворческая деятельность'. Москва управляет всеми переговорами по разрешению конфликтов в регионе. А ведь у России имеется свой интерес в том, чтобы эти конфликты продолжали тлеть. Благодаря этому, она может помешать странам этого региона вступить в Евро-атлантическое сообщество.
Очевидно, что НАТО необходимо всерьез заняться вопросами миротворчества и разрешения конфликтов в этом регионе. Страны 'Вильнюсской десятки' правы в том, что призывают признать его приоритетным для альянса. Тем временем, те страны региона, которые уже вступили в НАТО, на самом деле приносят ощутимую пользу при проведении операций на Балканах, в Афганистане и Ираке.
Альянсу в настоящее время необходимо выработать стратегию поведения в Черноморско-Северокавказском регионе и представить ее на предстоящем в июне саммите стран-членов НАТО в Стамбуле. В этой стратегии должны быть учтены вопросы традиционных и новых угроз безопасности, обеспечения охраны трубопроводов, ускорения и расширения реформ в сфере безопасности, селективного развития возможностей участия стран региона в операциях, осуществляемых альянсом, а также, несомненно, вопросы миротворчества и разрешения конфликтов.
Альянс также должен разработать Планы действий в Грузии и Азербайджане и начать их выполнение, а также более решительно подойти к реализации Плана действий на Украине. Для уверенности необходимо связать вопрос членства Украины в НАТО с вопросом проведения демократических президентских выборов в этой стране в октябре сего года. Конечно, потребуются гигантские усилия для реализации намеченных планов, однако стратегическая отдача будет соответствующей, т.е. иметь общемировое значение. Откладывать решение вопросов больше нельзя.
Владимир Сокор является старшим сотрудником Вашингтонского института стратегических и политических исследований, который сосредоточил журналистов-исследователей политической сферы жизни общества в Евразии и публикует брифинги на эту тему