Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый раздел Европы

Хотя Железного Занавеса, по счастью, больше не существует, в Европе, к сожалению, возникает новый разделительный рубеж.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одним из центральных элементов стратегии США в 1990-е годы была поддержка становления демократии и рыночной экономики в России с тем, чтобы облегчить ее интеграцию в западные институты. Одной из центральных посылок было то, что, если Россия будет интегрирована, будет легче поддерживать отношения с остальными элементами бывшего Советского Союза. Однако, хотя Россия при Путине стремится к добрым отношениям с Соединенными Штатами и Европой, она не проявляет желания вступать в институты, где командуют западные страны.

Автор является директором Института изучения Европы, России и Евразии при Университете Джорджа Вашингтона и ассоциированным членом Совета по международным отношениям

28 марта 2004 года. Завтра президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) отмечает недавнее вступление в Организацию Североатлантического договора (НАТО) семи новых членов из Центральной и Восточной Европы торжественной церемонией на Южной лужайке Белого дома с участием лидеров этих бывших коммунистических стран. Приглашены также лидеры Албании, Хорватии и Македонии - балканских стран, которые стремятся стать членами НАТО. Важное событие в развитии Европы происходит всего за месяц до того, как другая крупная европейская организация, Европейский Союз (ЕС), должна принять в свой состав 10 новых членов, восемь из которых являются бывшими коммунистическими странами.

Эти исключительно важные перемены свидетельствуют, что разработанное Соединенными Штатами, их западными союзниками и этими новыми партнерами в начале 1990-х годов видение Европы стало реалией всего через 15 лет после падения Берлинской стены. Хотя Железного Занавеса, по счастью, больше не существует, в Европе, к сожалению, возникает новый разделительный рубеж. За исключением трех прибалтийских государств, бывший Советский Союз (Россия, Украина, Белоруссия, Кавказ, Молдавия и Средняя Азия) не вступил на путь интеграции с Западом. Мы не обращаем внимания на этот намечающийся раздел, что обернется для нас несчастьем.

В 1990-е годы казалось, что мы прочно встали на путь помощи нашим прежним союзникам и нашим новым партнерам в деле создания того, что Джордж Буш-старший (George H.W. Bush) именовал Европой цельной и свободной. Страны Центральной и Восточной Европы сумели создать институты и проводить политику, которая позволила им вступить в ЕС и/или в НАТО; США и их партнеры по НАТО сначала в Боснии, а затем в Косово помогли стабилизировать Балканы - хотя эта стабильность остается хрупкой - а западные страны укрепляют партнерские отношения с Россией.

Однако видение Европы цельной и свободной забуксовало на границе бывшего Советского Союза. Россия при президенте Владимире Путине становится все более авторитарной, а правительство Украины не сумело осуществить серьезные политические и экономические реформы.

В Грузии недавно произошла "Революция Роз", однако ее новоизбранный президент Михаил Саакашвили сталкивается с громадными вызовами в попытке приблизить свою страну к европейским нормам. В других регионах, от Белоруссии до Азербайджана и далее в Средней Азии, политической и экономической конкуренции даже и не видно.

С учетом расширения зоны свободы на большую часть Европы и появления новых американских партнеров, таких, как Польша и Румыния, имеет ли значение то, что первоначальное видение Европы остается неосуществленным? Да, имеет. Географическое пространство от Северо-Восточной Европы и далее до Средней Азии будет занято, в лучшем случае, странами, которые являются квазидемократическими и частично ориентированными на рыночные отношения. Оно может легко превратиться в неразрывный блок стран с авторитарными правительствами, на территории которых расположены ядерные материалы и живут ученые, обладающие ноу-хау для его распространения, а также торговцы "живым товаром" и группировки, связанные с "Аль-Каидой".

Одним из центральных элементов стратегии США в 1990-е годы была поддержка становления демократии и рыночной экономики в России с тем, чтобы облегчить ее интеграцию в западные институты. Одной из центральных посылок было то, что, если Россия будет интегрирована, будет легче поддерживать отношения с остальными элементами бывшего Советского Союза. Однако, хотя Россия при Путине стремится к добрым отношениям с Соединенными Штатами и Европой, она не проявляет желания вступать в институты, где командуют западные страны.

США и их партнерам следует снова заострить внимание на интеграции в Европу других бывших государств Советского Союза, в особенности Украины и Грузии. Обе эти страны пытаются сбалансировать свою политику с таким расчетом, чтобы их заинтересованность в членстве в НАТО (и, быть может, впоследствии также в ЕС) не провоцировала Россию (которая продолжает рассматривать эти страны как сферу своего влияния). В 1990-е годы Соединенные Штаты все больше разочаровывались в обеих вышеназванных странах. Казалось, что западная помощь расходуется понапрасну, и поэтому терпение истощилось. Но сейчас не время отказываться от этих стран. Не только в Грузии недавно произошла революция, но намеченные на нынешнюю осень пв Ураине президентские выборы несут с собой надежду на новую реформу руководства.

В момент, когда этой весной расширяются НАТО и ЕС, было бы соблазнительным прийти к выводу, что Соединенным Штатам, учитывая множество проблем в других регионах мира, можно отвернуться от Европы и сфокусироваться, скажем, на Ближнем и Среднем Востоке, Южной и Юго-Восточной Азии и на других "горячих точках". Но способствование тому, чтобы Европа стала цельной и свободной, остается столь же жизненно важным для США национальным интересом, как и в момент окончания "холодной войны".