Это будет сражение, в ходе которого оба полководца блистают своим отсутствием. Один из них, Роман Абрамович, будет, вероятно, пребывать в Лондоне и думать о речевках 'Калинка, Калинка' футбольных болельщиков и о послезавтрашней игре клуба 'Челси' в высшей лиге против команды 'Wolverhampton', когда его подчиненные, находящиеся за 2 000 километров от него, позвонят ему. У другого, Михаила Ходорковского, вообще не будет сотового телефона, ему придется ждать тайную почту, чтобы принять с ней сообщение о ситуации на фронте в камере следственной тюрьмы 'Матросская тишина', находящейся в восьми километрах от поля сражения. В это воскресенье в московском 'Президент-отеле', пятизвездочной гостинице невдалеке от кремлевских стен, куда можно пройти, лишь подвергнув себя проверке металлоискателем, состоится внеочередное собрание акционеров нефтяной компании 'Сибнефть'. Акционеры призваны избрать новый Совет директоров и принять решение по поводу внесений изменений в устав. То, что кажется достаточно скучным, является крупнейшим в истории российской экономики сражением за передел собственности.
Речь идет о вопросе стоимостью в 50 миллиардов долларов США. Удастся ли нефтяному концерну ЮКОС, ведущему в своей отрасли предприятию России с рыночной капитализацией в размере 35 миллиардов долларов США, во главе с его главным акционером Ходорковским поглотить компанию 'Сибнефть', рыночная стоимость которой составляет в настоящее время 16 миллиардов долларов США, и посадить в ней свое руководство, или же нет?
Концерн 'Сибнефть' со штаб-квартирой в сибирском Ноябрьске, который восемь лет назад был приватизирован по сговору за 100,3 миллиона долларов США стоит того, чтобы за него сражаться. Концерн под руководством Абрамовича продал в первом полугодии 2003 года нефти и газа на сумму 3,4 миллиарда долларов США (в 2002 году: 1,9 миллиарда долларов США), получив чистую прибыль в сумме 1,38 миллиарда долларов США (2002 год: 476 миллионов долларов США). Высокая цена на нефть на мировом рынке позволяет 'Сибнефти' выгадывать и в настоящее время.
Если в прошлом году оба нефтяных концерна еще заявляли о своем слиянии, а появляющуюся в результате слияния компанию рассматривали по разведанным запасам в качестве первой, а по объемам добычи - четвертой в мире после концернов ВР, 'Exxon Mobil' и 'Shell', то теперь эйфории как не бывало. Действительно, слияние на уровне обмена акциями состоялось: собственники ЮКОСА, группирующиеся вокруг Ходорковского, получили 92 процента акций 'Сибнефти', собственники 'Сибнефти' во главе с Абрамовичем получили три миллиарда долларов наличными и 26 процентов акций ЮКОСа.
Но после того, как Ходорковский и ЮКОС оказались прошедшей осенью на прицеле следователей Генеральной прокуратуры, попав в поле зрения кремлевских чиновников, аналитики присвоили акциям концерна рейтинг 'Underperform' ('ниже среднерыночного') или 'sell' ('продавать'), Абрамович и 'Сибнефть' захотели развода. Причем концерн 'ЮКОССИбнефть' мог бы вполне функционировать, считает, по крайней мере, большинство московских аналитиков, специализирующихся на проблемах нефтяной отрасли. С одной стороны, месторождения нефти обеих компаний в Западной Сибири находятся настолько близко друг от друга, что их можно эксплуатировать в общем порядке. Помимо этого у них одинаково низкие затраты на добычу, оба концерна работают с большой эффективностью.
В феврале ЮКОС и 'Сибнефть' договорились о 'зеркальном разъединении', что должно означать: полный возврат к исходным позициям. Между тем, точки зрения по поводу выплат соответствующей компенсации настолько разнятся между собой, что впору говорить о войне, а не о мире.
'ЮКОС хочет консолидировать финансовые и текущие результаты своего дочернего предприятия, но 'Сибнефть' не предоставляет необходимых данных', - говорится в официальном заявлении ЮКОСа, представляющем собой объявление войны.
Ходорковский и компания намерены в это воскресенье взять в свои руки власть в руководстве 'Сибнефти'. Они выдвинули девять кандидатур в Совет директоров, насчитывающий девять членов. Тот после изменений в его составе должен быть в состоянии свергнуть нынешнего президента 'Сибнефти' Евгения Швидлера. Ходорковский хочет сделать новым главой пятого по объемам добычи нефти российского нефтяного предприятия американца Стивена Майкла Тиди (Steven Michael Theede). 51-летний инженер-нефтяник из Канзаса курирует сейчас в качестве главы компании 'ЮКОС-Москва' основную часть холдинга ЮКОС.
На прошлой неделе Ходорковского можно было увидеть по телевидению. Он сидел, коротко подстриженный, в зале московского Басманного суда, будучи свидетелем того, как ему продлевают содержание под стражей на два месяца, до 25-го мая. Его обвиняют в хищениях. История с олигархом имеет политический привкус, но падение его началось именно в тот момент, когда Ходорковский заявил о поддержке оппозиционных партий, чем вызвал на себя гнев президента Владимира Путина.
Если год назад Ходорковский, имевший состояние в размере восьми миллиардов долларов США, был самым богатым россиянином, то теперь о том, сколько у него еще денег, приходится только гадать. То конфискует пакеты акций Генеральная прокуратура, то замораживаются счета в Швейцарии, на которых лежат пять миллиардов долларов США. Его самые верные друзья, имеющие акции ЮКОСа, или сидят или находятся в международном розыске.
Напротив, не только самым богатым россиянином, но и самым богатым британцем признан в последнее время, согласно оценке журнала 'Forbes', Роман Абрамович. Этот 37-летний человек, начинавший свою предпринимательскую деятельность на ниве переработки использованных шин, и которого газеты называют сегодня 'человеком года', поскольку он предпочитает жить в Лондоне, может считать своей собственностью 17,5 миллиарда долларов США. Он в семь раз богаче королевы, подсчитала 'Mail on Sunday'. 'Он может позволить себе купить 288 Бэкхамов или послать экспедицию на Марс'.
Абрамович считается многими в Москве кассиром Кремля. Он был тем человеком, который сначала управлял состоянием Ельцина, а затем Путина. Однако можно понимать так, что звезда его закатывается. В пользу этого говорит то, что он последовательно освобождается от своей доли в российских компаниях, а наличные размещает в надежных местах. В последний раз он продал свой пакет акций российского алюминиевого гиганта 'РусАл'. В последнее время его семья, если не находится в пути на своей 115-метровой яхте 'Le Grand Bleu', живет в имении в Западном Сассексе.
Если 'Рома' долгое время считался неприкосновенным, то теперь налоговые органы нанесли визит и в 'Сибнефть'. Налоговики хотят получить от нее 1,4 миллиарда долларов США. У ЮКОСа аналогичные проблемы, с него требуют доплаты в размере трех миллиардов долларов США. Оба концерна отвергают требования. Мол, их уловки с уплатой налогов, не шли вразрез с законами.
Если бы удалось сменить руководство 'Сибнефти', то главами компаний стали бы два американца: российского нефтяного гиганта ЮКОСа - Симон Кукес, а 'Сибнефти' - Стивен Тиди. Главе Кремля может нравиться что угодно, но только не то, что сердцевина российской экономики окажется именно у руках у американцев.