'Welt am Sonntag': Когда в понедельник Израиль уничтожил шейха Яссина, политики США и Европы отреагировали на это в высшей степени по-разному. Кто из них прав?
Генри Киссинджер (Henry Kissinger): Европа, судя по всему, глубоко убеждена, что главная вина за ближневосточный конфликт лежит на Израиле. Поэтому-де разрешение конфликта может быть только на условиях палестинцев. И США должны принудить к этому Израиль. Для американцев в условиях угрозы террора есть только две возможности. Во-первых, воспользоваться более жесткими мерами. Во-вторых, американцы видят проблему в том, что многие палестинцы вообще не желают жить в условиях мирного сосуществования. Они хотят уничтожить Израиль. Несмотря на это, я вижу, что решение ближневосточного конфликта стало ближе. Дело в том, что Израиль согласился с тем, что он должен отказаться от многих поселений. Одним словом, самое серьезное препятствие устранено. Теперь речь идет о том, чтобы взвесить интересы безопасности обеих сторон и вызовы демографического порядка, а не просто провести границу вдоль лини перемирия 1967 года. Когда это произойдет, американцам и европейцам совместно с двумя умеренными арабскими государствами может удастся договориться по поводу остающихся поселков.
'Welt am Sonntag': Можно ли считать, что убийство Яссина и последовавшие за этим угрозы со стороны движения ХАМАС ситуацию не изменили?
Киссинджер: Парадокс заключается в том, что Израиль как государство в материальном плане намного сильнее. Но палестинцы думают, будто они сильнее в психологическом плане, и что они могут сделать жизнь израильтян невыносимой. В целях реального разрешения конфликта некоторые палестинцы, проживающие в Израиле, должны быть приняты в палестинское государство. Но это должно происходить не путем переселения, а в результате переноса границы на территорию Израиля. Это стало бы компенсацией за поселения вокруг Иерусалима.
'Welt am Sonntag': Не пропало ли желание после убийства шейха Яссина решать проблему путем переговоров?
Киссинджер: На какое-то непродолжительное время.
'Welt am Sonntag': Как Вы считаете, была ли ликвидация Яссина корректной с правовой и моральной точки зрения?
Киссинджер: Я не сторонник убийств, тем более, не сторонник этого как части правительственной политики. Я подобного никогда не одобрял. Но израильская ситуация очень трудная, и нельзя считать само собой разумеющейся вещью, чтобы люди, заставляющие убивать израильтян, не становились целью сами.
'Welt am Sonntag': Во многих странах мира люди все хуже относятся к США. Об этом свидетельствуют результаты последних опросов. Что делается неверно?
Киссинджер: В какой-то мере это является результатом культурных изменений внутри США. В последние 20 лет ведущие политики приходили из центральных районов страны, где просто меньше разбираются в вопросах внешней политики. Одновременно это является результатом завершения 'холодной войны' и растущего внимания глав государств и правительств к внутриполитическим вопросам, они придают меньше значения трансатлантическим отношениям. Америку всегда критиковали, но критика исходила чаще со стороны людей, чуждых правительству, в то время, как правительства поддерживали, по крайней мере, некоторые позиции США.
'Welt am Sonntag': И виной тому одно лишь негативное общественное мнение?
Киссинджер: Это тоже способствует.
'Welt am Sonntag': Цель администрации США: сделать боле демократичным арабский и мусульманский мир - сама по себе неплохая. Но те ли средства применяются для этого?
Киссинджер: Мы за демократию, но мы обязаны как следует подумать, в какой мере она может быть использована в качестве инструмента внешней политики: как и в каких регионах мы можем ее устанавливать. Не трудно разрушить существующие структуры, но если результатом будет хаос, то цель это не оправдывает.
'Welt am Sonntag': Каким образом США могут добиться своей цели, чтобы сделать более демократичными Марокко и Афганистан?
Киссинджер: Это нерешенная проблема. Мы можем позаботиться о более строгом соблюдении прав человека. Мы можем подключить правительства, которые соблюдают законы. Мы можем улучшить экономические отношения. И мы можем надеяться, что после того, как будут реализованы три вещи, появятся представительские институты. Но настоящего успеха в этом у нас никогда не было.
'Welt am Sonntag': Каким образом Запад мог бы найти подход к умеренным мусульманам, которых в целом больше, чем экстремистов?
Киссинджер: Но которые, видимо, не хотят бороться за самих себя. Часто происходит так, что у руля оказываются воинствующие меньшинства.
'Welt am Sonntag': Что Вы можете сказать по поводу нынешней ситуации в Ираке?
Киссинджер: Там нам предстоит трудный период, продолжительностью год-два. Если нам в этот период удастся уберечь Ирак от распада и продуктивно использовать большие деньги, приходящие в страну, а также доходы от экспорта нефти, у нас есть шанс помочь развитию умеренных институтов. Рост прослойки среднего класса может стать столь обнадеживающим, что иракцы и впредь захотят жить по-новому, складывающемуся образу жизни. Совсем неясно, удастся ли нам это. Если нет, то серьезную подпитку получит радикальный ислам, и государства региона окажутся под большим давлением.
'Welt am Sonntag': Как может измениться внешняя политика США в случае, если на президентских выборах 2-го ноября победит демократ Джон Керри (John Kerry)?
Киссинджер: Внешняя политика должна в принципе быть в большей мере единой и независимой от партийной принадлежности. В ходе слушаний на этой неделе стало очевидно, что в результате замены 2 000-3 000 экспертов во время смены администрации хаос царил на протяжении полугода.
'Welt am Sonntag': А какой будет внешняя политика Керри?
Киссинджер: И администрация Керри будет действовать по тем же принципам. Язык ее мог бы быть иным. Она сначала уделила бы больше внимания европейцам, а потом очень разочаровала бы их (смеется).
'Welt am Sonntag': Вы упоминали о слушаниях Комиссии, созданной по событиям 9.11. Есть еще комиссия по Ираку . . .
Киссинджер: . . . слишком много комиссий. Много дублирования. Политики тратят слишком много времени на заслушивание свидетелей и на расследования. Мало остается времени для творчества.
'Welt am Sonntag': . . . и для предвыборной борьбы. . .
Киссинджер: . . . на это у них всегда есть время.
'Welt am Sonntag': Что Вы думаете по поводу критики бывшего советника по антитеррористической борьбе Ричарда Кларка (Richard Clarke) в адрес президента Буша (Bush) и его администрации?
Киссинджер: Я слышал, что на закрытых слушаниях он говорил иначе, чем во время слушаний открытых. Мне еще сначала надо познакомиться с деталями. Мне бы очень хотелось знать, что он конкретно предложил по вопросам защиты от террора. Критика это одно, конструктивные предложения - другое.
'Welt am Sonntag': Как Вы считаете, почему люди, такие, как он и министр финансов О"Нилл (O"Neill), делают это?
Киссинджер: Не имею представления. Я от таких вещей не в восторге. Но он станет богатым человеком.