ООН никогда еще не видела финансового скандала такого масштаба, как этот, разразившийся вокруг программы 'Нефть в обмен на продовольствие'.
Подрядчики - в основном из Франции и России - потратили на 'откаты' Саддаму и его присным не менее 5 миллиардов долларов. Что-то из этих денег пошло на оплату журналистов, обелявших его в иностранной прессе, и деятелей, делавших то же самое на правительственном уровне. А скоро мы, возможно, увидим, сколько прилипло и к рукам ооновских бюрократов.
17 марта в нашей газете была опубликована статья, в которой упоминалось имя Кофи Аннана, и в ответ на нее представитель Генерального секретаря ООН признал, что имя скромного сына Аннана Койо (Kojo) фигурировало в платежной ведомости швейцарской компании Cotecna Inspections до декабря 1998 года. В этом самом месяце ООН отдала этой компании подряд на контроль ассортимента и качества товаров, поступающих в Ирак.
Во-первых, цены, в которые уже был включен 'откат', увеличились на 10 процентов; во-вторых, часто поставлялись низкопробные товары вплоть до полной непригодности к использованию. В то время, пока Cotecna не спеша налаживала свои контакты в деловых кругах, иракские дети страдали от протухшей еды и просроченных лекарств.
По сообщению пресс-службы ООН, Бенон Севан (Benon Sevan), правая рука Аннана, ответственный за миллиардные финансовые потоки, получал от ооновских юристов консультации вроде того, что названия компаний, с которыми подписывались контракты, должны были быть 'конфиденциальной коммерческой информацией, запрещенной к разглашению'. И господин Севан помогал блокировать эту информацию.
Чтобы как-то разрядить обстановку и сделать вид, что ничего страшного не произошло, представитель ООН указал, что 'подробности всех контрактов сообщались правительствам всех 15 стран-членов Совета Безопасности'. Все ли подробности, а цена, регулярно поднимаемая на 10 процентов - это от пяти миллиардов долларов - для того, чтобы оплатить 'откат'? Что ж, посмотрим.
Чтобы утихомирить разгорающийся скандал, Аннан вынужден был назначить для расследования 'независимую высокопоставленную комиссию', действующую в соответствии с резолюцией Совета Безопасности, как некоторые из нас и требовали.
Так не пойдет, заявил посол Франции при ООН Жан-Марк де ла Сабльер (Jean-Marc de la Sabliere). Абсолютно все деньги по этой гигантской воровской компании, иначе известной как 'расчеты между Ираком и ООН', проходили через банк BNP Paribas. Все доходы доставались французским компаниям (интересно, как будет 'откат' по-французски?), а тут еще любимые русские олигархи Владимира Путина настаивали, что надо делиться. Может, этим и объясняется, почему Москва и Париж так рьяно защищали Ирак перед войной, и посему ни их политикам, ни чиновникам не нужно расследование, ход которого они контролировать не могут.
Однако и Белый Дом, и Госдепартамент (США - пер.) вряд ли будут так уж сильно настаивать на настоящем расследовании, потому что, когда выплывет правда, ООН может использовать скандал, который обязательно поднимется, для блокирования положений по новому устройству Ирака. А вот нашему бывшему и действующему послам при ООН необходимо начать активные действия против Аннана, если он попытается спрятаться за их спины. Ни Питер Берли (Peter Burleigh), ни Эндрю Хиллман (Andrew Hillman), частые гости от нашей страны в 'комитете 661', названном так по номеру резолюции о введении санкций, не будут козлами отпущения за то, что сделала ООН.
А что, если генеральный секретарь назначит на побелочные работы франко-российскую бригаду, с которой ему будет легко общаться? Тогда. . .
В контакте с формируемым правительством свободного Ирака, которое подстегивают еще и курды, кричавшие об этом гигантском беспределе в течение пяти лет, работают бухгалтеры и юристы, просеивающие через мелкое сито все счета и контракты, какие удалось захватить. Оттуда выплывают интересные сведения. Пол Бремер (Paul Bremer), наш человек в Багдаде, пока держит под замком целый клад наполовину стертых магнитофонных записей и поврежденных, но все равно опасных документов. Они должны быть возвращены Ираку после Дня независимости 30 июня.
Председатель Комитета палаты представителей по международным делам Генри Хайд (Henry Hyde), уже подготовивший вопросы, 21 апреля проведет предварительные слушания. Орган конгресса по (финансовым - пер.) расследованиям, Главное бюджетно-контрольное управление (General Accounting Office), также даст показания о масштабе мошенничества, объем которого они оценивают в 10 миллиардов долларов, включая факты тайной продажи Саддамом нефти в Сирию и Иорданию. После такого начала должны проснуться сенатские комитеты и по иностранным делам, и по юстиции.
Наготове будет и пресса, раздраженная тем, что ООН тормозит расследование. Путь проложен отважной иракской газетой 'Аль-Мада'. Ее данные уже опровергают и бывший министр внутренних дел Франции, и просаддамовский депутат британского парламента, некоторые арабские журналисты и некий коммерсант, стоящий за финансированием фильма Скотта Риттера (Скотт Риттер - бывший офицер морской пехоты США, затем член инспекционной группы ООН в Ираке по поиску оружия массового поражения. Известен своими выступлениями против войны в Ираке. Написал много статей и книгу об инспекциях, а также снял документальный фильм. Бюджет фильма составил 400 тысяч долларов, причем деньги на съемки выделил некий американец иракского происхождения. В последних выпусках американской прессы С. Риттера жестко критиковали за отказ от правительственного финансирования съемок - пер.). Подробности истории, о которой 'Ньюсдей' пишет, что это 'самая замалчиваемая история года', дают газеты 'Таймс', 'Уолл-Стрит Джорнэл' и 'Санди Телеграф'. Что касается журналов, то здесь на острие атаки 'Нэшнл Ревью', причем практически не проявляют интереса 'Нью-Йоркер' и 'Ньюсуик'.
Все, что нам нужно - это хороший обиженный человек, который нам все расскажет. Если эту статью читает бывший ооновец по имени Шаукат Фарид (Shaukat Fareed) - позвоните мне.