Грузины убедительно утвердили позиции 'революционеров роз': избирательный блок в составе 'Национального союза' (так в тексте. - Прим пер.) и демократов собрал, согласно предварительным результатам, более 75 процентов голосов избирателей. Партия промышленников (Die Industriellenpartei), очевидно, окажется в парламенте единственной оппозиционной партией. Все остальные на выборах, проходивших в прошедшее воскресенье, не смогли преодолеть 7-процентный барьер. Саакашвили и председатель парламента Нино Бурджанадзе могут теперь опираться на абсолютное большинство.
Международное сообщество наблюдало за волеизъявлением в кавказской республике с большим напряжением. Выборы рассматривались в качестве завершения бурного, но мирного переворота. В конце концов, речь шла о том, в каком направлении пойдет страна, имеющая большое геостратегическое значение, поскольку кто правит в Тбилиси, тот может влиять на решения, связанные с важным маршрутом для поставок сырья.
Не случайно на территории, изрезанной ущельями, много российских и американских военных, сотрудников разведки и экономических экспертов. Близкие к Москве группировки конкурируют со сторонниками 'революции роз', ориентирующимися на Запад и изгнавшими в ноябре прошлого года с президентского поста Эдуарда Шеварднадзе.
Кремль неоднократно жаловался на то, что США оказали Саакашвили массированную поддержку. Вашингтон, в свою очередь, обвинил Россию в том, что та в результате присутствия в Грузии российских военных обостряет внутреннюю напряженность в стране. Говорят, что русские целенаправленно помогают сепаратистам, прежде всего, в Абхазии и в Южной Осетии.
Автономным республикам Абхазия, Южная Осетия (так в тексте. - Прим. пер.) и Аджария вряд ли удалось бы почти полностью избавиться от влияния центральной власти Тбилиси без вмешательства из-за рубежа. Если Абхазия и Южная Осетия уже не один год находятся под контролем промосковски настроенных сепаратистов, то в Аджарии сохраняется напряженность. На прошлой неделе авторитарный правитель этого региона, несущего мусульманский отпечаток, Аслан Абашидзе, отказал Саакашвили во въезде в свой регион и в результате почти спровоцировал военное столкновение. Заслуга того, что в воскресенье, несмотря на этот спор, выборы состоялись и в Аджарии, приписывается умению председателя парламента Нино Бурджанадзе вести переговоры, которая серьезно стремится к сохранению баланса, что касается интересов Москвы.
В каком направлении пойдет Грузия, стало в какой-то мере понятно в прошедшие недели. Саакашвили назначил французского посла в Грузии Саломе Зурабишвили (Salome Surabischwili) министром иностранных дел. Семья Зурабишвили родом из Тбилиси, в 1921 году она бежала от Красной Армии. Дипломат питает глубокое недоверие по отношению к Москве. Остальные министры, очевидно, тоже едины, что касается прозападного курса, прежде всего, министр экономики Ираклий Рехвиашвили, который до этого работал во Всемирном банке.
Справятся ли молодые 'революционеры роз' с задачами, неизвестно: экономика в полном упадке. Надежду вселяет только транзит сырья: международный консорциум строит нефтепровод из азербайджанского Баку к турецкому порту Джейхан, он пройдет через территорию Грузии. Нефть по нему будет поступать непосредственно с Каспийского моря на мировой рынок, минуя территорию России.