Публичное покаяние бывшего главы нефтяной компании 'ЮКОС' в статье, в которой он выражает поддержку президенту Путину, доходит даже до того, что своего бывшего врага Ходорковский изображает защитником либеральной демократии от националистов.
Самый богатый человек России призывает лидеров российского бизнеса признать власть своего заклятого врага.
Российский нефтяной магнат, посаженный в тюрьму по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, заявил вчера, что лидеры делового сообщества страны должны признать законность власти президента Путина и отдать часть тех огромных богатств, которые упали им в руки в результате сомнительной приватизации 90-х годов.
Такого покаяния со стороны Михаила Ходорковского, бывшего главы нефтяной компании 'ЮКОС', не ожидал никто. Впервые со времени своего ареста в октябре прошлого года он подал знак готовности пойти на компромисс с Кремлем.
В своей статье в ежедневной газете 'Ведомости' господин Ходорковский, самый богатый человек России, состояние которого оценивается в 8 миллиардов фунтов (14,6 миллиардов долларов - пер.), написал:
'Независимо от того, нравится нам Владимир Путин или нет, пора осознать, что глава государства - не просто физическое лицо. Президент - это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны. И не приведи господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет'.
До вчерашнего дня Ходорковский и его сторонники стойко защищали законность процесса приватизации, в открытую противостояли планам Кремля повысить налоги на прибыль нефтяных компаний и называли Владимира Путина диктатором, окруженным бывшими офицерами КГБ.
По мнению большинства экспертов, дело Ходорковского было срежиссировано Кремлем, потому что он уходил все дальше и дальше в своей политической деятельности, чем нарушал некий неофициальный пакт, заключенный между Путиным и десятком российских олигархов, сколотивших свои состояния на приватизации в начале 90-х годов прошлого века. Также Ходорковский финансировал оппозиционные партии и намекал на то, что в 2008 году мог бы баллотироваться на президентских выборах.
Но статья в 'Ведомостях' совершенно переворачивает все, что было сделано ранее. 'Надо, необходимо признаться, что 90% российского народа не считает приватизацию справедливой, а ее выгодоприобретателей - законными собственниками', -написал Ходорковский из камеры московской тюрьмы 'Матросская тишина'.
'Чтобы оправдать приватизацию перед лицом страны, где представления о римском праве собственности никогда не были сильными и отчетливыми, надо заставить большой бизнес поделиться с народом - вероятно, согласившись с реформой налогообложения полезных ископаемых, другими, возможно, не очень приятными для крупных собственников шагами'.
По словам источников в газете 'Ведомости', частью которой владеет 'Файнэншл Таймс', статья действительно написана Ходорковским, но некоторые эксперты говорят, что ее можно было бы опубликовать только с одобрения Кремля. И этот факт, и сам тон статьи говорят о том, что господин Ходорковский либо уже пришел, либо скоро придет к компромиссу с государственной властью.
'Это разворот на 180 градусов', - сказал Крис Вифер (Chris Weafer), менеджер по стратегическому планированию московского Альфа-банка, 'это явный знак того, что Ходорковский готов к компромиссу, который, возможно, положит конец всему расследованию против 'ЮКОСа'. Я думаю, что здравый смысл пересилил его собственное 'я''.
Многие считают, что Ходорковский поддался давлению Кремля потому, что его задержание так и не вызвало международного скандала, на который он надеялся, а его либеральные сторонники потерпели поражение на парламентских выборах в декабре прошлого года и на президентских - в этом месяце.
В своей статье, озаглавленной 'Кризис либерализма в России', Ходорковский даже изобразил Путина защитником либеральной демократии от диких националистов, получивших на выборах некоторую поддержку.
'И хочется задуматься, - пишет он, - да, Путин, наверное, не либерал и не демократ, но все же он либеральнее и демократичнее 70% населения нашей страны'.
Арест Ходорковского приветствовало большинство русских, которые считают всех олигархов ворами. Этот арест помог президенту усилить свое влияние на бизнес-элиту, однако сейчас Путину, которого 14 марта переизбрали на второй президентский срок, не терпится завершить всю эту эпическую историю, которая вызвала беспокойство среди инвесторов в связи с возможным пересмотром итогов приватизации.
Как говорит Вифер, 'правительство добилось своего. Это сражение выиграно. Теперь опасность состоит в том, что чем дольше продолжается это дело, тем больше вероятность, что такой подход распространится на другие области и отпугнет инвесторов'.
По прогнозам экспертов, компромисс может состоять в том, что Ходорковский и 'ЮКОС' выплатят налоги и серьезный штраф. По информации Кремля, задолженность 'ЮКОСа' по налогам составляет 1,6 миллиарда фунтов (2,9 миллиарда долларов - пер.). Контрольный пакет акций 'ЮКОСа', вероятно, будет продан либо государственному учреждению, либо одобренной Кремлем третьей стороне, возможно, крупной американской нефтяной компании ExxonMobil. В свое время в качестве такой третьей стороны рассматривался Роман Абрамович, владелец футбольного клуба 'Челси', но недавно Кремль раскритиковал манеру Абрамовича тратить деньги, и тут же его собственная нефтяная компания 'Сибнефть' получила свой налоговый счет на 550 миллионов фунтов (1 миллиард долларов).
До сих пор еще существует вероятность, что (по решению суда - пер.) Ходорковский отправится в тюрьму, но теперь уже, наверное, на значительно меньший срок, если будет так же хорошо сотрудничать с Кремлем. В этом месяце московский суд, где рассматривается его дело, постановил продлить ему содержание под стражей до 25 мая, когда должен начаться судебный процесс.
На прошлой неделе прокуратура завершила расследование в отношении Платона Лебедева, другого крупного держателя акций 'ЮКОСа'. Судебное заседание по его делу, также по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, состоится в апреле-мае. Если обвинение докажет его вину, Лебедеву грозит до 10 лет тюрьмы.
По заявлению прокуратуры, господин Лебедев, которого арестовали в июле в первой волне расследований против 'ЮКОСа' и его акционеров, должен возместить (государству - пер.) ущерб в размере 660 миллионов фунтов.