В брюссельской штаб-квартире они уже давно свои люди. Представители семи новых государств-членов присутствовали на всех заседаниях в Совете НАТО и в других органах НАТО с лета прошлого года. Причем не в роли молчаливых зрителей, а в качестве активных участников, которые в любой момент могли взять слово. Новички не могли принимать участие лишь в принятии решений, требовавших всегда достижения консенсуса.
Теперь это ограничение снято. С того момента, как главы правительств подписали в ходе вчерашней торжественной церемонии в Белом доме с участием президента Буша (Bush) ратификационные грамоты о вступлении в Североатлантический договор, Эстония, Латвия и Литва, Словения, Словакия, Болгария и Румыния стали после долголетней адаптации к НАТО ее полноправными членами. В Брюсселе их вступление будет торжественно отмечено в ходе неофициальной встречи министров иностранных дел поднятием флагов перед-штаб квартирой альянса.
Уже само собой разумеющаяся вещь
Увеличение числа членов альянса с девятнадцати до двадцати шести государств стало, кажется, настолько само собой разумеющейся вещью, что в рутине штаб-квартиры НАТО это почти не воспринимается как историческое событие. К органам управления в составе двадцати шести представителей все уже давно привыкли. В отличие от первого этапа расширения, когда в 1999 году в альянс вступали Польша, Чешская республика и Венгрия, на этот раз разногласий по поводу приема новых членов ни в Соединенных Штатах, ни в кругу партнеров по Союзу не было.
Уже в ходе своей первой поездки в Европу в июне 2001 года, за три месяца до террористических актов, совершенных в Нью-Йорке и в Вашингтоне, президент Буш заявил в своей программной речи в Варшаве, что все 'новые демократические страны' на пространстве между Балтийским и Черным морями должны получить шанс для вступления в западные организации.
В связи с новым характером отношений между Вашингтоном и Москвой, ставшим реальностью в результате событий 11-го сентября, расширение альянса на восток не стало по-настоящему серьезной проблемой, хотя на этот раз речь шла о приеме в НАТО трех бывших советских республик с достаточно большими меньшинствами русскоязычного населения. Президент Путин, видимо, понял, что он не в состоянии реально помешать вступлению Эстонии, Латвии и Литвы в альянс. Иными словами, он предпочел принять предложение о создании Совета НАТО-Россия, в котором у всех его участников - 'двадцатки' - одинаковые права в обсуждении вопросов, гарантирующих интересы и влияние России.
Символическое завершение эпохи 'холодной войны'
Когда в ноябре 2002 года главы государств и правительств стран НАТО приняли в Праге решение о приеме семи новых членов, встреча, планировавшаяся как 'саммит по вопросам расширения', превратилась в 'саммит трансформации'. Вызов, брошенный исламистскими террористами, стал главной темой. Никто в альянсе не мог игнорировать мнение, что НАТО должна быть в состоянии отвечать на новые угрозы, взять на себя 'новую миссию', которая бы проецировала возможности альянса на весь мир.
Вступление трех аннексированных Советским Союзом балтийских республик, а также бывших членов Варшавского Договора в альянс подводит окончательную черту под эпохой 'холодной войны'. Для новых членов вступление в НАТО, как это было в случае с Польшей, Чешской республикой и Венгрией, является, с одной стороны, единением со свободой и с Европой, чего они были лишены вопреки их собственной воле в результате последствий второй мировой войны. С другой стороны, они вступают в Союз, членом которого является мировая держава Америка, являющаяся гарантом безопасности. Как и раньше, это имеет большое значение, прежде всего, для трех прибалтийских государств и их безопасности.
Не один год солидарности с Союзом
В военном плане новички могут предложить немногое. Они отправились в путь к государственной независимости или же без своих собственных вооруженных сил, как Эстония, Латвия и Литва, вынужденные теперь создавать институты и инструменты для своей собственной обороны на совершенно пустом месте. Или же у них были вооруженные силы происхождением из времен 'холодной войны', для модернизации структуры и вооружений которых необходимы большие финансовые затраты.
Но Болгария и Румыния предоставляют в распоряжение альянса также свою территорию, значение которой в связи с новыми угрозами возрастает. С одной стороны, есть мост, связывающий европейских партнеров по альянсу с Турцией. С другой, обе страны в силу своего географического положения представляют большой интерес для дислокации передовых отрядов американских войск.
Все новые члены уже не один год придают большое значение демонстрации своей солидарности с Союзом, которую они проявляли еще до вступления в альянс. Даже Эстония, насчитывающая 1,4 миллиона жителей, - самая маленькая страна - тоже направила несколько десятков военнослужащих с миссией НАТО в Боснию, в Косово и в Афганистан. То же самое относится к Латвии и Литве. Другие тоже присутствуют не только на Балканах, но и в Афганистане, идет ли речь о войсках специального назначения, действующих в рамках операции 'Enduring Freedom', или же о международных силах в рамках Isaf.
Войск для международных миротворческих миссий не хватает
Войска большинства новичков присутствуют также в Ираке: Эстония послала туда 50 военнослужащих, Латвия, Литва и Словакия - примерно по 100 солдат, Болгария - 500, Румыния - даже 700 человек. В общей сложности семь новых членов выделили в состав Союза около 200 000 военнослужащих. Но сегодня эти цифры мало о чем говорят.
Чего не хватает НАТО, так это войск для международных миротворческих миссий, как это предусматривается новыми решениями НАТО: 'везде, где в этом возникает необходимость'. Не хватает возможностей для их быстрой переброски и автономных действий определенное время в трудных условиях без дополнительной поддержки. Если верить ушедшему в конце прошлого года в отставку генеральному секретарю НАТО Робертсону (Robertson), то, примерно, из 1,4 миллиона военнослужащих, находящихся под ружьем в европейских странах НАТО, для участия в таких операция подходят всего лишь около 55 000 человек.