Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЮКОС и Кремль: сделка состоялась?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главная задача Путина - заставить бизнесменов платить больше налогов. Он также хочет повысить влияние местных органов власти путем усовершенствования административной системы. Иными словами, он хочет заставить воротил большого бизнеса делать то, чего хочет Кремль

Михаил Ходорковский, оппонент президента Путина, в настоящее время находящийся под стражей, резко изменил свою позицию и высказался в поддержку российского президента.

Заключил ли г-н Ходорковский некое подобие сделки с Кремлем?

Похоже на то, хотя сейчас не представляется возможным сказать наверняка. Статья г-на Ходорковского в газете 'Ведомости', носит оттенки раскаяния, что совершенно идет вразрез с его недавней позицией.

Все это наводит на мысль, что состоялась, или должна состояться, какая-то сделка.

До своего октябрьского ареста под угрозой применения оружия, самый богатый гражданин России вел активную оппозиционною деятельность против законопроекта о повышении налогообложения российских нефтяных компаний, в частности его фирмы - ЮКОС, которая является самым крупным нефтедобытчиком в России.

В рамках этой кампании, г-н Ходорковский лоббировал политиков в Госдуме, нижней палате российского парламента, с целью не допустить принятия законопроекта.

Это вызвало раздражение Кремля, против него было возбуждено уголовное дело.

Г-н Ходорковский также был одним из самых непримиримых оппонентов Владимира Путина. Он ставил по сомнение законность права Путина быть президентом и утверждал, что бывший сотрудник КГБ не является демократом.

Однако в своей статье, г-н Ходорковский утверждает обратное. Хотя он и пишет, что г-н Путин 'наверное, не либерал и не демократ', он, тем не менее, 'либеральнее и демократичнее 70% населения нашей страны'.

Он все еще ожидает суда?

Да. Уже в течение 5 месяцев Ходорковский находится в камере предварительного заключения. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве и уклонении от налогов. Он был ознакомлен с версией обвинения, как того требует российское законодательство.

Обвинения связаны с приватизацией российской государственной собственности, породившей, как известно, немало споров, включая и приватизацию его фирмы еще во время правления президента Ельцина в 1990-х годах. Ему грозит лишение свободы на срок до 13 лет.

Большинство россиян считают, что бизнесмены, такие как Ходорковский, сколотившие состояние на приватизационных сделках - немногим лучше воров, которые просто украли собственность, принадлежавшую народу.

Чего добивается Путин?

Главная задача Путина - заставить бизнесменов платить больше налогов. Он также хочет повысить влияние местных органов власти путем усовершенствования административной системы. Иными словами, он хочет заставить воротил большого бизнеса делать то, чего хочет Кремль.

Чтобы не платить налоги, многие крупные российские фирмы используют счета в оффшорных и неоффшорных банках. Нефтяные компании, подобно ЮКОСу и Сибнефти, 92 процента акций которой принадлежат владельцу футбольного клуба 'Челси' Роману Абрамовичу, добились снижения налоговой ставки с 24% в 1990-х годах до 12 или 13 %.

Кремль хочет получить часть потерянной прибыли, несмотря на то, что компании не платили налоги совершенно легально. Дело в том, что правовая база, созданная после распада СССР была слаба, и г-н Путин считает, что многие фирмы, воспользовавшиеся этими слабыми местами, должны поделиться частью той огромной прибыли, которая была получена за счет несовершенства законодательства.

ЛУКОЙЛ, еще одни российский нефтяной гигант, уже выразил согласие платить значительные суммы государству. Другие, возможно, в скором времени последуют этому примеру. Я полагаю, что нам следует ожидать в будущем принятия законов, которые еще больше ужесточат налогообложение крупных фирм.

Возможно, г-н Путин также хотел бы видеть ЮКОС в руках более послушного владельца, возможно, зарубежного.

Однако никто не ожидает, что Путин повторно национализирует российские нефтяные компании, поскольку такой шаг мог бы вызвать гнев международного предпринимательского сообщества и, как следствие,