Москва. - Российская энергетика делает все возможное, чтобы обеспечить существенное увеличение экспорта нефти. На фоне растущего спроса на нефть, подстегивающего рост цен на углеводородное сырье, тем самым создается все усиливающийся противовес ОПЕК.
На фоне того, что цены на нефть несколько снизились по сравнению с рекордным уровнем, зарегистрированным в последнее время, представители Организации стран-экспортеров нефти соберутся завтра в Вене, чтобы скорректировать ранее запланированное с начала этой недели сокращение ежесуточной добычи нефти на один миллион баррелей. В то время как некоторые министры обеспокоены тем обстоятельством, что более высокие цены на энергоносители могут затормозить экономический рост в США и других странах, они между тем отмечают и то, что рост цен на нефть не может быть причиной снижения уровня добычи нефти в мировом масштабе.
Страны-члены ОПЕК, которые вправе отказаться или отложить на некоторое время свое решение о снижения темпов добычи нефти, сами превышают выделенные квоты на нефтедобычу, стремясь извлечь максимальную выгоду из высоких цен на сырье и, судя по всему, и впредь намерены проводить ту же политику. На ситуацию отреагировали также и другие крупные нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК, в частности, Россия.
Россия, экономика которой очень сильно зависит от доходов от продажи нефти, пока что не проявила особого интереса к сотрудничеству с ОПЕК в деле упорядочивания объемов поставок нефти на мировые рынки.
'В стране имеется серьезный потенциал для дальнейшего быстрого наращивания экспортных поставок нефти, - утверждает аналитик Международного агентства по энергетике, специалист по мировому рынку нефти Дэвид Файс (David Fyse). - Россия является ключевым звеном проблем, стоящих перед странами ОПЕК в ближайшие два-три года'.
Российская промышленность в спешном порядке обеспечивает увеличение пропускной способности нефтепроводов, ведется проработка альтернативных путей доставки нефти, с танкеров на баржи, а также в нефтеналивных цистернах по железной дороге. Согласно оценкам и прогнозам ведущих специалистов и аналитиков, Россия полна решимости в ближайшие несколько лет обеспечить себе стабильное увеличение доходов от нефтеэкспорта.
Исходя из поступивших в прошлом году от российских нефтедобывающих компаний предостережений о том, что нерасторопность государственной нефтяной транспортной компании в вопросе увеличения объемов и путей прокачки нефти за рубеж, вынудит их сократить добычу нефти, в деловых кругах нефтедобывающих стран пришли к выводу о том, что рост российских поставок нефти начнет замедляться.
Между тем параллельно с тем, что проекты по строительству новых крупных нефтепроводов были сорваны в результате политических интриг, в последние полгода был предпринят целый ряд внешне не столь заметных и впечатляющих шагов по наращиванию экспортного потенциала. Согласно прогнозу правительственных и частных аналитиков, эти мероприятия суммарно могут позволить России увеличить в 2004 году свой экспорт нефти сразу на 15%, т.е. на 600 тыс. баррелей в сутки, и обеспечить дальнейший существенный рост в последующие годы.
'Сами по себе эти мероприятия и не столь существенны, но взятые в совокупности, они дают большой эффект', - считает Пол Коллисон (Paul Collison), аналитик Московского отделения инвестиционной компании 'Brunswick UBS'.
В Азии ОАО 'Юкос' планировал строительство прямого нефтепровода до Китая, но под давлением Кремля - пожелавшего доставлять нефть из этого региона морским путем к Западному побережью США - был вынужден пересмотреть свои планы, остановившись на варианте поставок нефти в Китай по железной дороге. В прошлые выходные 'Юкос' подписал соглашение с Российскими железными дорогами сроком на три года, согласно которому поставки нефти в Китай возрастут с запланированных на этот год 130 тыс. баррелей в сутки, до 300 тыс. в 2007 г., сообщили в руководстве РЖД.
Государственная компания ОАО 'Транснефть', немало удивила деловые круги своей активностью по расширению морского нефтяного терминала близ Санкт-Петербурга и высокими темпами создания сети нефтепроводов по перекачки сюда нефти из Западной Сибири. Добившись в прошлом году удвоения пропускной способности своих нефтепроводов, доведя их суммарные мощности до 850 тыс. баррелей в сутки, 'Транснефть' планирует в этом году еще более увеличить эту цифру, и одновременно с этим стремится заручиться поддержкой правительства на дальнейшее увеличение объемов экспорта в 2005 г.
'Транснефть' работает также над проработкой других путей доставки российской нефти на мировые рынки через страны Восточной Европы с тем, чтобы избежать транзита через перегруженный Босфор, - пролив, соединяющий Черное море со Средиземным.
Привлеченные высокими ценами на нефть, российские компании делают все возможное, чтобы продать как можно больше нефти за рубеж. На прошлой неделе 'Роснефть' приступила к поставкам нефти морским путем мелкими судами с крупного танкера, находящегося на российском побережье Арктики. Нефть с танкера будет перегружена на танкеры, направляющиеся к побережью США и Европы, которые слишком велики, чтобы швартоваться в портах региона. По заявлению представителей 'Роснефти' в рамках этого проекта, оцениваемого в 15 млн. долларов, ежесуточный объем поставок нефти может быть установлен на уровне 300 тыс. баррелей.
Чтобы избежать трудностей прокачки нефти по и без того перегруженным нефтепроводам, ОАО 'Лукойл' ведет строительство нефтяного терминала близ г. Санкт-Петербурга, для перевалки сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе жидкого топлива и мазута, из железнодорожных цистерн на танкеры. Компания инвестировала средства в модернизацию портов, находящихся вблизи районов нефтедобычи на севере России. 'Мы всегда стремимся найти новые пути для экспортных поставок нефти', - сообщил представитель компании Михаил Михайлов.
По утверждению руководства 'Транснефти' резкое увеличение экспортных поставок нефти позволит России перейти суточный рубеж в 10 млн. баррелей в 2005 г. Прошлогодний объем нефтеэкспорта России составлял 8.4 млн. баррелей в сутки.
Резкое падение мировых цен на нефть может заставить российские компании пересмотреть свои планы по наращиванию экспорта нефти и сделать некоторые дорогостоящие пути доставки нефти, как например, по железной дороге, невыгодными. Кремль также может сорвать планы по увеличению экспортных поставок в том случае, если запланированное увеличение налога на нефтедобывающую промышленность слишком серьезно ударит по экспортной выручке нефтяных компаний. Пока что, по мнению аналитиков, предложения правительства в этом направлении вполне приемлемы.
В том случае, если она собирается и далее наращивать добычу нефти, России к концу текущего десятилетия потребуются новые мощные нефтепроводы. В том случае, если уровень нефтедобычи будет расти и далее, существующая сеть нефтепроводов будет испытывать значительную перегрузку, - поделился своими опасениями Роберт Дадли (Robert Dudley), глава холдингв 'ТНК-BP'.
По заявлению представителей 'Транснефти', компания ожидает правительственного решения относительно нефтепровода стоимостью 10 млрд. долларов, который должен связать Восточную Сибирь с портом Находка на Тихоокеанском побережье России и войти в строй к 2009 г. Также рассматривается проект строительства нефтепровода, который бы связал районы нефтедобычи в Западной Сибири с портом Мурманск с выходом в Баренцево море. При этом, по мнению представителей промышленных кругов проект 'Находка' имеет большие шансы получить одобрение в правительстве РФ.
Российские власти заблокировали все попытки построить региональные нефтепроводы, чтобы сохранить 'Транснефть' в качестве механизма контроля за нефтяной отраслью страны. Российские экспортеры нефти обратились в этом месяце в правительство с просьбой разрешить им иметь приоритетный доступ и льготные цены на прокачку нефти по нефтепроводам, в строительство которых они инвестировали свои средства, но официального ответа до сих пор не поступало. По заверению представителей ОАО 'Транснефть', проблем с финансированием проектов на настоящий момент у нее не возникает.