Недавно Еврокомиссия одобрила 'Инициативу по расширению Европы', которая призвана стать главным фактором, определяющим отношения Европы с ее соседями. Звучит впечатляюще. Однако на деле, план обречен на неудачу, если не защитить его от негативного влияния европейской бюрократии.
Сейчас успех этой перспективной идеи всецело зависит от поддержки лидеров ЕС. Если данный план - ныне называемый 'Новая политика соседства' - сработает, то это будет способствовать формированию на южных и восточных границах ЕС хорошо управляемых государств, разделяющих европейские идеалы и ценности.
В данной связи, наиболее мощным инструментом влияния ЕС является обещание приема в свой состав. До настоящего времени, этот инструмент работал прекрасно. Однако нынешние проблемы расширения Евросоюза делают невозможными дальнейшие обещания членства в ЕС новым странам, за исключением тех государств, которые уже рассматриваются в качестве кандидатов, а именно Болгарии, Румынии, Турции и, возможно, нескольких стран, ранее входивших в состав Югославии.
Ни одна страна, граничащая с ЕС - от Марокко на юге до Украины и Беларуси на востоке - не готова стать частью новой Европы. Но 'Инициатива по расширению Европы' могла бы создать предпосылки для их более близких отношений с Европой и, может быть, для последующего вступления в ЕС.
Европейцы, признавая в своей инициативе, что отношения ЕС и его соседей неизбежно являются асимметричными, должны избегать юридических ловушек вроде пакта о стабильности. Еще до утверждения общих положений плана, Еврокомиссия должна позаботиться о разработке комплекса более конкретных мер для стран первоочередной важности, выполнение которых должны контролировать специально созданные для этой цели объединенные рабочие группы.
Европе следует поощрять развитие демократии в пограничных странах, избегая необходимости самой идти на уступки. Если страна не оправдывает надежд, такое поощрение должно быть прекращено.
На востоке некоторые страны расположены скорее к России, которая с радостью бы включила их обратно в свой состав, нежели к Европе, и заманить их в лоно ЕС в ближайшее время не представляется возможным. Чтобы противостоять влиянию России, Европа должна предоставить более свободный доступ к своему рынку, упростить визовый режим, процедуры получения работы и въезда для иммигрантов, а также доступ к капиталу, возможность культурных контактов и техническую помощь. К сожалению, необходимо признать, что бюджет ЕС до 2007 года не предусматривает расходы в рамках этой инициативы, но если надо, деньги можно найти. Успех данной инициативы будет способствовать укреплению единства Европы и явит собой достойную альтернативу нынешней политике США по распространению демократии военным путем.
Я создал сеть фондов, имеющих целью создание открытого общества в странах бывшего Советского Союза. Эти фонды выполняют ту же роль, что и 'Инициатива по расширению Европы', только в гораздо меньших масштабах. Они занимаются продвижением демократии путем поддержки институтов правового общества и, когда это возможно, посредством сотрудничества с правительством. Чем меньше правительство желает сотрудничать, тем большую важность имеет поддержка гражданского общества. Такой же принцип должен лечь в основу и европейской стратегии. В осуществлении каждого комплекса мероприятий должны принимать участие люди, беспристрастные в политическом отношении - граждане общества.
Из этого следует, что ЕС необходимо активизировать свою деятельность на Украине, в Молдове и Грузии. Скоро состоятся выборы на Украине и в Грузии - странах, где нарушения в ходе выборов являются частым явлением. С этими нарушениями можно было бы покончить, если властям соответствующих стран предоставить значительный стимул. Грузия недавно пережила мирную революцию и должна стать объектом новой политики в рамках 'Инициативы'.
Уникальные события в Грузии явились причиной беспокойства ее соседей: для них укрепление законности, правопорядка и демократических институтов в Грузии не несет никаких выгод. Таких соседей можно переубедить, прибегая к политике кнута и пряника.
Беларусь, возможно, представляется в данном смысле безнадежной страной. Вопиющее поведение президента Лукашенко может спровоцировать неожиданную смену режима. Главы государств ЕС выразили свой протест, когда он пытался уволить ректора Европейского гуманитарного университета, что, кроме прочего, ослабило его позиции.
Между тем, Россия не будет способствовать положительным переменам в данном регионе. После периода хаоса, здесь начинают проявляться скудные признаки открытого общества. Запад же, не оказав эффективной помощи, утратил значительную часть своего влияния в этой стране. Остается одно - укреплять экономические связи и не мешать развитию молодой демократии в Российском государстве. Недавние политические события в России свидетельствуют, что ЕС должно играть более активную роль в соседних странах с неопределенной политической ориентацией.
Автор является председателем Института открытого общества.