МОСКВА. - Если прислушаться к мнению более дальновидных российских аналитиков, то Москва могла бы отнестись к расширению НАТО на восток, которое произойдет на этой неделе, и под таким углом зрения: расширение НАТО до западных границ России приносит Москве более стабильную обстановку в этом регионе. В результате она сможет больше внимания уделять нестабильным, кризисным режимам своих бывших вассалов на южных рубежах и в Центральной Азии. Именно оттуда исходят наиболее серьезные угрозы для безопасности России.
Причиной этих угроз являются этнические конфликты, ставящие под вопрос государственную целостность бывших советских республик на Кавказе, а также в Центральной Азии. К этому нужно также добавить хронические и острые кризисы, вызванные глобализацией торговли наркотиками и преимущественно исламистской окраской оппозиции в Центральной Азии, агрессивность которой в связи с авторитаризмом, а порою и тоталитаризмом существующих там режимов постоянно растет.
Эти проблемы не удалось решить и с установлением партнерских отношений между странами Центральной Азии и США в рамках антитеррористической коалиции, более того, в ряде случаев они лишь обострились. Экономическая поддержка США также не оправдала ожиданий: ощутимой помощи в решении обострявшихся экономических и социальных проблем новых государств она не оказала.
Оппозиция в этих странах с разочарованием была вынуждена констатировать, что, несмотря на все словесные заверения, Вашингтон не сильно спешит вступаться за права человека, потому что не хочет сразу терять новую дружбу со старой элитой. Тем временем в Центральной Азии вера в превосходство западных демократий серьезно пошатнулась. Пользу из этого извлекают, прежде всего, исламские экстремисты и радикальные националисты.
Однако Россия тоже пожинает, хотя и косвенно, плоды разочарования политикой Вашингтона. Схватка за долгосрочное влияние на бывших задворках России с их большими запасами газа и нефти с началом операции в Афганистане в октябре 2001 года вступила в новую фазу. Однако, пока Россия решила ее в свою пользу: разочарованные в покровительстве США, как правительства, так и оппозиция стремятся сплотиться со старым знакомым - Россией.
'Либеральный империализм' - таков девиз отношений с бывшими вассалами, который предписал российским элитам Путин. Конфликтные и кризисные ситуации должны нацелить российский менеджмент на возвращение предсказуемости неустойчивых 'продуктов распада' бывшего Союза. Добиться этого можно, прежде всего, расширением экономического сотрудничества, позволяющего российским предприятиям одновременно получить доступ, как к новым рынкам сбыта, так и к местным ресурсам. Наиболее успешно эти планы осуществлялись до сих пор на Кавказе, где к власти пришло новое поколение политиков в лице Михаила Саакашвили - в Грузии и Ильхама Алиева - в Азербайджане. Они в значительной степени свободны от комплексов неполноценности и навязчивых идей своих предшественников.
Поэтому у Москвы есть все шансы добиться эффективных решений застарелых конфликтов, таких как конфликт между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе или между центральной властью и мятежными регионами в Грузии. За отказ Москвы поддерживать сепаратистов Саакашвили, видимо, готов согласиться на продление сроков ликвидации российских баз в Грузии.
Стабилизирующим фактором является также новое присутствие России в Таджикистане и Киргизии. В Таджикистане Россия играет роль гаранта хрупкого мира, а в Киргизии - представляет собой опору для президента Аскара Акаева. Акаев тоже находится под давлением воинствующей оппозиции. Когда Россия в связи с этим заново оборудовала вблизи столицы Киргизии, Бишкека, военно-воздушную базу, у США, у которых там тоже есть военная база, это не вызвало никаких возражений.
Не столь успешной была политика Москвы в отношениях с Молдавией. Предложенный Россией мирный договор между Кишиневом и сепаратистами Приднестровья был отвергнут молдавским правительством в связи с протестом ОБСЕ.