31 марта 2004 года. В этом месяце взорвалось Косово, как если бы миру было нужно напоминание о том, как трудно приходится пришедшим со стороны оккупационным силам в деле строительства нации. По прошествии 5 лет после того, как осуществленная Организацией Североатлантического договора (НАТО) кампания воздушных бомбардировок положила там конец зверствам этнических сербов против этнических албанцев, бесчинствующие толпы албанцев сожгли дотла принадлежавшие сербам дома. Это очередной огорчительный пример того, как жертвы этнических чисток прибегают к тому же самому ужасающему типу насилия.
Косово, сербская провинция, которая с конца войны находится под международной защитой, является пороховницей даже по жестким стандартам Балкан. Долгие годы сербский диктатор Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) давил этот край, населенный преимущественно этническими албанцами. Сегодня Косово является подопечным мирового сообщества; управление краем осуществляет миссия Организации Объединенных Наций (ООН) вместе с местной администрацией, а охрану правопорядка обеспечивает НАТО. Албанское большинство все более настойчиво высказывает желание взять в свои руки всю полноту власти. Этнические сербы, составляющие около 10% общей численности населения, и цыгане зависят от прихоти албанского большинства.
Волнения начались ранее в этом месяце после того, как трое албанских мальчиков утонули в реке. Их оставшийся в живых приятель сообщил, что мальчики погибли из-за того, что их преследовала банда сербов. Эта история не нашла подтверждения, однако она инициировала бунты в Косово. Толпы албанцев начали грабить и поджигать сербские деревни, сжигать православные церкви и монастыри, а также громить объекты войск НАТО и ООН. Погибли более двух десятков человек, а около 850 человек были ранены.
Все отреагировали на случившееся плохо. Правительство Косово слишком поздно и неоднозначно осудило насилие, хотя затем оно предложило компенсировать потери. В Сербии бесчинствовавшие толпы жгли мечети. Миротворцы НАТО, кажется, не были готовы или не хотели положить конец насилию. В конечном итоге, они все-таки эвакуировали попавших в осаду сербов. Тем самым были спасены сербские жизни, но, с другой стороны, была оказана помощь албанцам в этнических чистках.
После начала волнений численность войск НАТО в Косово возросла на 2000 человек и достигла примерно 20000 человек. Но урон от волнений останется. Многие сербы никогда не вернутся в родные деревни. Жестко настроенные этнические албанцы - которые хотят выгнать из края сербов, чтобы помочь делу борьбы за независимость Косово - приободрились. Вероятно, вскоре они снова начнут нападать на сербов или на войска НАТО. Войскам НАТО следует быть гораздо более агрессивными, если они хотят предотвращать новые вспышки насилия или быстро их гасить.
Правительство Косово утверждает, что албанцев расстраивает отчасти неопределенность будущего статуса этой провинции, но недавние вспышки насилия только лишь откладывают всякое окончательное решение. Получит ли Косово в конечном итоге независимость или снова будет присоединено к Сербии на условиях частичной автономии - этот вопрос должен решаться не уличными толпами.