НАТО провоцирует Россию не своим расширением, а шагами в военной сфере. Альянс тем самым делает подарок российским ястребам, считает Константин Косачев, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам
'Die Welt': В связи с расширением НАТО, что уже давно было известно в деталях, Вы в начале недели сказали о 'шагах недружественного характера по отношению к России'. Не могли бы Вы это как-то уточнить?
Косачев: Нынешний этап расширения, имеет, разумеется, цель. Если речь идет об усилении альянса с тем, чтобы отвечать на новые вызовы и угрозы, то в таком случае Россия может этот процесс только приветствовать. Мы очень эффективно сотрудничаем с НАТО по ряду проблем. Россия заинтересована в сильной НАТО, которая в состоянии решать серьезные проблемы современности. Это, в конечном счете, и в интересах России.
'Die Welt': Тем не менее, Вы и российское Министерство иностранных дел выступили с серьезными упреками.
Косачев: Есть много вопросов, на которые у России нет ответа. Например, вопрос о переносе военных баз США из Германии на Восток. Если бы они были передислоцированы в Болгарию или в Румынию, это было бы понятно. Угроза для альянса и для России исходит с южного фланга. Но зачем теперь США военные базы в Польше? Ко всему Польша пустила весь свой военный бюджет 2002 и 2003 годов на закупку немецких танков 'Леопард-2' и американских боевых самолетов F-16. Для антитеррористической борьбы такие системы вооружений не годятся. Иными словами, НАТО, как это кажется, все еще думает о защите от России.
'Die Welt': Вы также имеете что-то против разведывательных полетов самолетов типа АВАКС?
Косачев: НАТО собирается использовать разведывательные самолеты типа АВАКС в странах Балтии на границе с Россией. Одновременно нам было отказано в том, чтобы брать на борт российских наблюдателей, что было объяснено особым отношением прибалтийских государств к России. Самолеты типа АВАКС могут вести разведку территории России вплоть до Москвы. С какой целью?
И самое главное: НАТО тянет с ратификацией Договора об обычных вооружениях в Европе (KSE), в который в 1999 году были внесены изменения с учетом новой обстановки. Одновременно она принимает много новых членов, которые не являются членами Договора и, следовательно, не подвержены никаким ограничениям, связанным с обычными вооружениями. Сама НАТО, как и Россия, соблюдает ограничения. Теоретически на территории четырех государств - трех стран Балтии, Словении - может быть размещено неограниченное количество обычных вооружений.
'Die Welt': Вы действительно этого опасаетесь?
Косачев: Речь не об этом. Существует политическая и военная оценка обстановки. Как политик я не верю в то, что что-то произойдет. Но наши военные, когда возникает серая зона, ставят вопрос о принятии контрмер. В настоящее время в Думе по этому вопросу идет оживленная дискуссия. Действия НАТО - подарок для ястребов в России.
'Die Welt': Но ведь Россия не спешит сокращать свое военное присутствие в других странах: в Грузии, в Молдавии.
Косачев: Каждый раз, когда мы настаиваем на ратификации адаптированного Договора KSE, нам ставят в упрек, что мы, мол, тогда не выполним свои обязательства, связанные с Грузией и Молдавией. В Молдавии у нас уровень присутствия соответствует взятым обязательствам. В Грузии мы своевременно, до 2002 года, ликвидировали военные базы в Гудауте и в Азиани. Две другие базы не являются частью протокола, принятого в Стамбуле. В одном из приложений к нему всего лишь говорится, что Россия и Грузия должны в ходе переговорного процесса уточнить порядок функционирования этих военных баз. Хотя в тексте документа о выводе ничего не говорится, мы, несмотря на это, конечно же, это сделаем. Но это проблема двусторонних отношений.
'Die Welt': Москва охотно ссылается на военных, обосновывая ужесточение политической позиции. Но разве внешнюю политику делают не политики?
Косачев: Согласно конституции, направленность внешней политики определяет президент, роль парламента ограничена. Но когда военные информируют президента о неравенстве в сфере вооружений в Европе, он это не будет игнорировать. У меня создается впечатление, что Запад считает Россию настолько слабой, что хотел бы поставить ее в какие-то особые рамочные условия. Это иллюзия. Если озабоченности России будут проигнорированы, то это спровоцирует ответные меры.
'Die Welt': Но ведь с сотрудничеством в рамках Совета НАТО-Россия все в порядке?
Косачев: С этим все в порядке. Формула группы в составе 'Двадцатки' лучше, чем прежняя модель. Я надеюсь, что эта ситуация сохранится и после расширения НАТО, то есть у нас будет группа 27-ми, а не 26-ти плюс 1.
'Die Welt': В эту пятницу в Москве встречаются президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder). Где вы видите в двусторонних отношениях еще не решенные проблемы?
Косачев: Российско-германские отношения отличаются в лучшую сторону от отношений с другими силовыми центрами, например, с Америкой. У нас заметно меньше проблем. Германия не раз демонстрировала свою готовность к партнерству. Мне достаточно вспомнить наше сотрудничество в области химического разоружения. Германия проявила себя как стратегический партнер, но она также является пионером в таком важном вопросе, как упрощение визового режима.