ТАШКЕНТ, Узбекистан, 30 марта (ЮПИ) - Практически никто в Узбекистане не понимает природу актов насилия, которые произошли на этой неделе, и, по официальным данным и рассказам свидетелей, унесли жизни как минимум сорока двух человек.
Террористы, видимо, прежде всего были нацелены на убийство сотрудников милиции. По показаниям свидетелей, террористическая группа утром во вторник напала на милицейский участок в Кибрайском районе Ташкентской области. Подорвав взрывное устройство, террористы сразу открыли огонь по полицейским.
Также, по информации Министерства внутренних дел, 20 террористов взорвали себя в пригороде Ташкента после того, как полиция осадила помещение, где они скрывались, и предприняла попытку захвата. Убито трое и ранено пятеро офицеров полиции.
Несколько взрывных устройств было приведено в действие женщинами-смертницами. Один из этих взрывов, по сообщению российского информационного агентства 'ИТАР-ТАСС', произошел в жилом массиве в одном из спальных районов столицы. Другая женщина на бегу врезалась в группу полицейских на столичном рынке и взорвала бомбу, прикрепленную к ее телу.
Как сообщил генеральный прокурор Узбекистана Рашид Кадыров, всего в воскресенье и понедельник в Ташкентской и Бухарской областях было убито 19 человек, включая шестерых офицеров полиции и одного ребенка; 26 человек было ранено.
Несмотря на произошедшие теракты, в основном жители узбекской столицы не обратили на взрывы большого внимания. Они продолжают критиковать правительство, а единственные меры предосторожности, которые они применяют - избегать встреч с полицией и женщинами в мусульманском платье.
Власти Узбекистана возлагают ответственность за волну терактов на движение 'Хизб-ут Тахрир', которое добивается смены светского правления в стране на религиозное и создания халифата. 'Хизб-ут Тахрир' отрицает свою причастность к взрывам.
В прошлом году, как заявила Международная кризисная группа (International Crisis Group), 'Хизб-ут Тахрир' резко ужесточила свои взгляды в связи с репрессиям и со стороны праительства. В то же время, по информации МКГ, именно отсутствие политической оппозиции в стране и политика подавления инакомыслящих способствовали расширению движения и увеличению его численности.
Талиб Якубов, председатель Общества защиты прав человека Узбекистана, обвинил в происходящем государственную власть.
'Даже если (акты насилия) и были организованы террористами, к ним привела репрессивная политика властей, - заявил он ЮПИ, - Узбекистан находится на грани взрыва'.
Якубов добавил, что за террористическими актами скорее всего последуют массовые аресты и показательные судебные процессы.
Как, в свою очередь, заявил ЮПИ социолог Баходир Мусаев, террором нельзя сместить правящий политический режим или дестабилизировать обстановку в стране, 'но это не спасет Узбекистан от дальнейших проявлений экстремизма. Грядет смутное время'.
Как считает Мусаев, узбекское общество находится в глубоком политическом, экономическом и социальном кризисе. При всеобщем обнищании населения, репрессиях со стороны властей и разгуле преступности борьба с терроризмом в Узбекистане не может быть эффективной, заявил он.
Ситуация с соблюдением прав человека в Узбекистане находится под наблюдением со стороны Международного банка реконструкции и развития. Группа наблюдателей от этой организации должна в ближайшие дни решить, стоит ли давать положительную оценку усилиям узбекских властей в этом направлении. В свою очередь, Комиссия по соблюдению прав человека Организации Объединенных Наций в Женеве пытается в настоящее время определить список возможных мер, которые могли бы заставить Узбекистан прекратить нарушения норм международного права.
По заявлению нью-йоркской правозащитной группы Human Rights Watch, правительство Соединенных Штатов должно в ближайшие дни огласить результаты проверки, по которым должно быть ясно, предпринял ли Узбекистан 'серьезные и продолжительные шаги' в направлении соблюдения гражданских прав. В случае вынесения положительного заключения США предоставят Узбекистану финансовую помощь в размере около 50 миллионов долларов. Human Rights Watch призвала 'всех членов международного сообщества использовать любую возможность для выражения неудовлетворения ситуацией с соблюдением прав человека правительством Узбекистана'.
Соединенные Штаты рассматривают Узбекистан как стратегического партнера в борьбе с терроризмом. Узбекистан предоставил свою военно-воздушную базу Ханабад на юго-западе страны для размещения и переброски войск США, участвующих в антитеррористической операции в Афганистане.
По заявлению исполнительного директора Human Rights Watch по региону Европы и Центральной Азии Рэчел Денбер (Rachel Denber), которое она сделала во вторник в Ташкенте, некоторых, может, и устраивают шаги, которые правительство Узбекистана предпринимает для борьбы за соблюдение прав человека, но делаются они только на бумаге. Она процитировала строки великого русского поэта 19-го века Александра Пушкина: 'Ах, обмануть меня не трудно - Я сам обманываться рад'.
Во вторник Human Rights Watch выпустила отчет о ситуации в стране на 319 страницах под следующим названием: 'Создание врагов внутри страны: религиозные преследования в Узбекистане'. В отчете подробно описываются аресты и пытки людей, которые отправляют религиозные обряды вне государственных мечетей и учатся не в государственных медресе.
В результате кампании, направленной против умеренных узбекских мусульман, около 7 тысяч из них было заключено в тюрьму. По данным, приведенным в данном документе, за пять лет от пыток умерло 10 человек.
'Пытки в Узбекистане распространены повсеместно, но особенно жестоко при выбивании признаний или 'нужных' показаний полиция обращается с теми, кто заключен под стражу по религиозным мотивам', пишет Human Rights Watch.
По сведениям этой правозащитной организации, правительство Узбекистана объявляет мирных мусульман 'экстремистами' и 'ваххабитами'. Их бросают в тюрьмы по обвинениям в 'саботаже', 'попытках свержения конституционного порядка' или 'антигосударственных действиях'
В феврале 1999 года в Ташкенте произошла серия взрывов автомобилей, начиненных взрывчаткой. В результате погибло 16 человек, более ста было ранено. Власти обвинили в организации терактов Исламское движение Узбекистана.
В обзоре Human Rights Watch по ситуации в стране за 1999 год говорится: 'В 1999 году ситуация с защитой прав человека в Узбекистане резко и глубоко ухудшилась. После пяти взрывов, произошедших 16 февраля в столице, полицией были арестованы тысячи людей'.
По сообщению 'ИТАР-ТАСС', во вторник в Узбекистане было введено дополнительное патрулирование улиц; закрыты дошкольные учреждения, рынки и дороги, выходящие из столицы. Полиция проверяет все подозрительные транспортные средства и прохожих.