Сергей Лавров - министр иностранных дел России
Международное общественное мнение задается вопросом, куда идет Россия? За последние годы мы уже не раз его слышали, однако сама природа дискуссии по этому вопросу изменилась кардинально. До недавнего времени (Россию - пер.) рассматривали как страну, ослабленную внутренним кризисом и своей непредсказуемостью внушающую опасения другим странам. Сегодня некоторые, возможно, боятся другой России - страны, которая стала более сильной и уверенной в себе после нескольких лет стабильности и непрерывного экономического роста.
Ответим на совершенно естественно возникающий вопрос: как справится Россия с новообретенными внешнеполитическими возможностями? В последние четыре года Россия существенно укрепила свою репутацию ответственного участника международных процессов. Это было достигнуто с помощью прагматичной политики, подчиненной требованию удовлетворения интересов внутреннего развития и ориентированной на расширение диалога и сотрудничества со всем остальным миром. В рамках этой политики Россия и Соединенные Штаты стали самыми близкими союзниками в борьбе с международным терроризмом, улучшились отношения России с НАТО и развивалось стратегическое партнерство с Европейским Союзом.
Сегодня этой разумной политике просто нет альтернативы. Президент Владимир Путин, переизбранный в этом месяце на второй срок, поставил целый ряд новых задач: в течение следующих 10 лет валовой внутренний продукт должен быть удвоен, должна быть создана конкурентная рыночная экономика, и на этой базе населению России должен быть обеспечен нормальный жизненный уровень. Президент провозгласил, что Россия 'твердо сделала выбор в пользу свободы', и что этот выбор усилит основы демократии и гражданского общества.
Ясно, что Россия может достичь этих целей только с помощью дальнейшей интеграции в мировое сообщество и продолжения внешней политики, в рамках которой поддерживаются взаимовыгодные отношения с непосредственными соседями по СНГ, с Европейским Союзом, Соединенными Штатами, Китаем, Японией, Индией и другими регионами. Для 'имперских амбиций', которые кое-кто старается приписать России, просто не остается места. У нас есть реальный опыт защиты национальных интересов нашей страны, но без обращения к агрессивным методам и без скатывания к конфронтации.
Для стабильного развития нашей стране необходимо надежно обеспечить высокий уровень безопасности. В современном мире, учитывая природу современных угроз, безопасность можно гарантировать только путем объединения усилий всех крупнейших держав. У России, США и Европейского Союза сегодня есть много тем для обсуждения того, как сформировать основы мировой безопасности и стабильности. Жизнь показывает, что эти решения по этим вопросам можно провести в жизнь только с привлечением в качестве равноправных партнеров других стран, в том числе и стран мусульманского мира.
Необходимость такого взаимодействия особенно остро ощущается сегодня, когда в решении двух самых наболевших проблем - борьбы с международным терроризмом и разрешения локальных конфликтов - мы больше обороняемся, нежели атакуем. Недавние трагические события в Мадриде еще раз напомнили всем нам, что сегодня жертвой террористического акта может стать кто угодно на нашей планете. Они (эти события - пер.) рассеяли все иллюзии, существовавшие ранее в отношении все растущего взаимодействия международных террористических сетей с 'местными' группировками. В то время как внимание мирового сообщества было отвлечено на кризис в Ираке, террористические структуры получили передышку и возможность перегруппировать силы и выбрать новые цели для нападения.
Другой трагический пример - ситуация в Косово. Недавние этнические чистки, явившиеся результатом терпимого отношения к албанским экстремистам, угрожают свести на нет все усилия, которые международное сообщество прилагало на протяжении многих лет, чтобы добиться мира на Балканах. Существует реальная угроза того, что Косово превратится в европейский центр организованной преступности, который будет нести прямую угрозу безопасности на всем континенте.
Последние события показывают, какую цену приходится платить международному сообществу за односторонние действия, совершенные без санкции Совета Безопасности ООН. В то же время расхождения по этим вопросам на тактическом уровне для нас гораздо менее важны, чем совпадение стратегических интересов Соединенных Штатов и России. Россия готова сотрудничать с Соединенными Штатами, Европой и арабским миром в том, чтобы как можно скорее привести ситуацию в Ираке к нормальному состоянию и восстановить суверенитет этой страны, с отведением центральной роли в этом процессе Организации Объединенных наций. Мы также готовы, в качестве одного из четырех главных посредников в разрешении палестино-израильского конфликта, продолжать общими усилиями мирный процесс на основе плана 'дорожная карта'. Только устранив эти очаги потенциальной опасности, мы можем выйти к перспективам реальной модернизации Ближнего Востока.
Совместные действия по борьбе с новыми угрозами и ответу на новые вызовы означают, что должно быть обеспечено совершенно новое качество и уровень взаимопонимания и взаимного учета законных интересов партнеров.
Хорошим примером может служить ситуация в бывшем СССР. Сама история России диктует, что этот регион есть сфера ее жизненно важных интересов. Термин 'жизненно важные интересы' не означает право оказывать определенное давление на соседей. Соблюдать жизненно важные интересы - это уважать законные стремления друг друга в вопросах безопасности, экономического развития и соблюдения прав человека при недопущении нарушения международных норм и обязательств. Наш курс на развитие интеграционных процессов и многогранного сотрудничества в этом регионе поднимает на новую высоту уровень региональной стабильности, в котором объективно заинтересовано все мировое сообщество. Вновь обращать Содружество независимых государств в зону соперничества за установление 'сфер влияния' - совершать необъяснимый с нашей точки зрения анахронизм.
Еще одним примером может служить ситуация с безопасностью в Европе. Здесь необходимо создать такие условия, при которых наследие 'холодной войны' будет уничтожено раз и навсегда. Одним из ключевых элементов такого положения должна стать скорейшая ратификация и введение в действие адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. В зоне европейской безопасности нельзя допустить возникновения правового вакуума, который будет равносилен дестабилизации всех наших последних совместных усилий по борьбе с терроризмом и другими глобальными угрозами.
У нас слишком много общих дел, чтобы позволить втянуть себя в полемику по проблемам, уже отошедшим в историю. Эти проблемы не должны мешать нам вместе строить более безопасный и справедливый мировой порядок.