30 марта 2004 года. За двое суток интенсивного насилия в Узбекистане погибли более 40 человек, главным образом сотрудники полиции и предполагаемые террористы.
По телевидению мало показывают сцены кровавой бойни на местах подрывов исламских террористов-смертников. Узбекистан - долгие годы считающийся парией мирового сообщества за свое жестокое обращение с исламом - внезапно стал самой последней жертвой терроризма. Российский президент Владимир Путин позвонил своему узбекскому коллеге Исламу Каримову и предложил свою помощь. Белый дом заявил, что этот инцидент укрепил решимость Соединенных Штатов сотрудничать с Узбекистаном в "войне с террором".
Однако, хотя репортеры и дипломаты видели трупы и ощущали ужас от взрывов, преобладающей реакцией на вопрос, почему все это произошло, является параноидальное замешательство. Узбекское правительство не замедлило возложить вину на экстремистскую группировку "Хизбут Тахрир" (Hizb-ut-Tahrir), которую оно многие годы пытается подавить из опасения, что проповедуемая членами этой группировки разновидность фундаментального ислама может разжечь пожар на безводных, чрезмерно эксплуатируемых и истощенных землях Узбекистана.
Когда официальные лица заявили, что в подпольной мастерской по изготовлению бомб "найдены" листовки "Хизбут Тахрир", это никого не удивило. Подобные листовки, как правило, обнаруживаются на месте большинства преступлений в этой стране.
"Хизбут Тахрир" отрицала свою причастность к взрывам и вообще очень хочет сохранить свой миролюбивый имидж. Хотя государственный департамент США проявляет озабоченность в связи с все более жесткой риторикой "Хизбут Тахрир", Вашингтон и Лондон пока не включили эту группировку в свои списки террористических организаций. Действительно непонятно, как в условиях вездесущего контроля полицейского государства члены этой группировки могут так быстро от листовок и молитв перейти к развязыванию маленькой войны против узбекских властей.
После вчерашних нападений более опытные люди указали пальцем на "Исламское движение Узбекистана" (Islamic Movement of Uzbekistan). Эта группировка была основана поддерживавшим связи с движением "Талибан" Джумой Намангани (Juma Namangani), который, как говорят представители США, основал ее на деньги Усамы бен Ладена (Osama bin Laden). Однако считается, что он был убит, а его группировка разгромлена в результате проведенной в Афганистане под предводительством США операции "Enduring Freedom" (Несокрушимая свобода). Ходят слухи, что эти взрывы, возможно, имеют отношение к ранению другого руководителя группировки "Исламское движение Узбекистана", Тахира Юлдаша (Tahir Yuldash), во время продолжающихся операций в приграничных районах Пакистана.
Однако один высокопоставленный западный дипломат сказал: "Есть признаки, что 'Исламское движение Узбекистана' перегруппируется и создает вместо вооруженных формирований законспирированные ячейки по типу террористических. Я думаю, что, вполне возможно, существует связь взаимодействия между 'Аль-Каидой' и группировкой 'Исламское движение Узбекистана'".
Это объяснение, возможно, является самым близким к истине, но также вызывает сомнения. Один местный аналитик сказал: "'Исламское движение Узбекистана' уже долгое время никак себя не проявляет. С ними давно покончено".
Множественные нападения и бомбисты-смертники указывают на то, что, возможно, к ним причастна "Аль-Каида", если только мы не имеем дело с простой имитацией ее почерка.
Кто бы ни стоял за террористическими нападениями в Узбекистане на этой неделе, ясно одно: страх перед перестрелками, осадами и террористами-смертниками сегодня господствует на улицах, которые прежде были охвачены всепоглощающим страхом перед государством. Я вспоминаю, как однажды попробовал задать вопрос одному водителю такси, этому излюбленному источнику ленивых иностранных корреспондентов, что он думает о режиме президента Каримова. Он отказался отвечать, показал пальцем на панель приборов своего автомобиля и сказал: "Они слышат все", намекая на то, что службы безопасности прослушивают разговоры в его "Ладе".
Новые репрессивные меры против экстремистов неизбежны. Все тот же дипломат добавил: "Выбор времени для террористических выступлений очень выгоден правительству, которое только что отказало оппозиции в праве проводить предвыборную кампанию".
Затем есть еще такой пустяковый вопрос, как помощь из Вашингтона в размере 100 млн. долл. США. В США действуют умные законы, запрещающие оказывать помощь режимам, которые нарушают права человека. Ожидалось, что вопиющие нарушения прав человека в Узбекистане обязательно заставят государственный департамент США в следующем месяце включить эту страну в свой перечень стран, которые не должны получать американскую помощь. Многие полагали такое решение слишком запоздалым, учитывая, что в 2002 году государственный департамент обвинил узбекскую полицию в "повседневном применении пыток", но одновременно выделил узбекам помощь в размере 80 млн. долл. США.
После гибели 41 узбека в результате террористических актов режим Каримова из разряда смущающего Вашингтон и всемирного парии снова стал прочным союзником в "войне с террором".
Но, если окажется, что ответственность за совершенные на этой неделе нападения несут исламские экстремисты, то, возможно, именно жестокое обращение светского государства с мусульманами сделало его объектом международного джихада.