taz: С расширением ЕС на Восток все большее проявление находит враждебность по отношению к евреям. Запад не может закрывать на это глаза.
Врольфганг Бенц (Wolfgang Benz): Соломон Корн (Salomon Korn), вице-президент Центрального Совета евреев в Германии, сказал недавно во время книжной ярмарки в Лейпциге, что расширение ЕС в сторону Востока грозит новой волной антисемитизма в Европе.
taz: Господин Корн преувеличивает?
Бенц: Скорее, нет. Антисемитизм в Восточной Европе способен стать салонной темой, и озабоченность по поводу антисемитизма новых членов ЕС оправданна. Этому за тринадцать лет с момента перелома есть достаточно свидетельств в виде высказываний восточно-европейских политиков.
taz: Некоторые газеты в Прибалтике имеют откровенно антисемитский характер, отдельные польские политики делают вид, будто ничего не слышат. С чем это связано?
Бенц: Антисемитизм всегда служил цели простого объяснения происходящего в мире. Им можно было объяснять страдания в странах, оккупированных Советами. Нет ничего легче говорить, мол, виноваты евреи, поскольку они породили коммунизм и так как ведущие коммунисты были евреями. Это такой же вздор, как и то, что нес депутат от ХДС Мартин Хоман (Martin Hohman).
taz: С какого времени антисемитизм в Восточной Европе стал служить в качестве причины недостатков нынешнего времени?
Бенц: Удивительно то, что, например, в России, в Белоруссии и на Украине христианский антисемитизм после 1989 года просто-напросто возродился, будто 70 лет коммунизма никогда и не было. Это является частью эзотерического, мистического объяснения мира, и не случайно, что сегодня там снова можно найти 'Протоколы сионских мудрецов', классику антисемитизма. Там обращаются к самым старым арсеналам вражды к евреям. Тем самым, ставится заслон рациональному западному мышлению. Это специфический российский вариант, в котором антисемитизм играет большую роль.
taz: И тот за годы российского господства наложил отпечаток на Восточную Европу?
Бенц: Не только. В Польше существует давно укоренившийся антисемитизм с католической подкладкой. В странах Балтии антисемитизм сегодня объясняют тем, что он-де завезен из России. Однако все с удовольствием указывают как на виновников - на евреев, только не хотят, чтобы думали, будто это они сами их выдумали.
taz: А кто формулирует официальные обвинения в адрес евреев?
Бенц: После перелома значительное влияние приобрела православная церковь. И когда поп говорит, мол, 'евреи злые люди, поскольку распяли Христа на кресте', это идет вразрез с объяснениями, даваемыми государством и в школе. Христианская церковь обязана брать на себя часть ответственности за демократическое мышление Запада.
taz: Где конкретно Вы видите здесь ответственность?
Бенц: Существенный рабочий потенциал, который необходимо использовать, кроется во Всемирном церковном совете и в европейско-церковном сотрудничестве. Достижение взаимопонимания между христианами и евреями здесь, на Западе, прекрасное дело. Но католические и протестантские предстоятели обязаны дать ясно понять коллегам от православия, что те должны отказаться от этого отвратительного объяснения мира, когда за все мировое зло виновными объявляются евреи.
taz: Многие граждане стран Восточной Европы считают, что Сталин был хуже Гитлера (Hitler). Это позволяет, по Вашему мнению, допускать разговоры об относительном характере Холокоста? Или даже антисемитской враждебности?
Бенц: Нет, историческое толкование имеет с этим мало что общего. Если несколько утрировать, я бы пошел на то, чтобы оставить за украинцем право решать, был ли Сталин страшнее Гитлера или нет. Речь не о том. Антисемитские традиции в России берут свое начало в царизме, в Прибалтике они глубоко уходят корнями в 19-е столетие. Там оттуда берет корни традиция находить виновного, закрепленная в религиозных, культурных и социальных категориях. Эти традиции совершенно не зависят от вопроса, как оценивают Гитлера и Сталина.
То есть, не играет никакой роли, следуешь ли теории тоталитаризма и ставишь ли на одну доску коммунизм и национал-социализм. Или же любишь, как всегда, объяснять историю просто. Мы имеем дело, что касается антисемитизма, с феноменом образца, который по своему возрасту намного старше.
taz: Многие евреи, как и Соломон Корн, опасаются, что Запад воспримет этот, как Вы сказали, старый восточно-европейский антисемитизм, спокойно пожав плечами. Существует ли опасность, что европейские евреи останутся одни перед лицом этой проблемы?
Бенц: У них нет уверенности. Но существует безусловная надежда на то, что эта Европа рассматривает себя в качестве демократического сообщества народов, живущего по парламентско-демократическим и человеколюбивым законам. Поэтому антисемитизм, где бы он ни проявлялся, имеет право на существование. В расширившей свои границы Европе задачей западных стран по отношению к Востоку как раз и является, чтобы позаботиться об этом. Но заставить живущих здесь евреев не бояться, что они останутся в одиночестве, невозможно без принятия соответствующих мер.