Сегодня вечером канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) ожидается с краткосрочным визитом в Москве. Все будет накоротке. На встречу российского президента Путина и Шредера отводятся два часа, затем совместный ужин, и спустя три с половиной часа после своего прибытия Герхард Шредер уже снова отправится в обратный путь в Берлин. Причины краткосрочного визита канцлера связаны, видимо, в меньшей мере с потребностью в согласовании двусторонних отношений. В большей степени он связан с крупными политическими событиями этих недель и месяцев: приемом на этой неделе в НАТО новых членов и расширением ЕС на Восток, которое произойдет через месяц. Запланированный на следующий день после этого визит в Москву Жака Ширака (Lacques Chirac) свидетельствует о том, что оба политика, Герхард Шредер и французский президент, видимо, хотят создать у России впечатление, что она не совсем в стороне от предстоящих торжеств. Впрочем, в том, что это им удастся, можно сомневаться, поскольку у России в связи с этими обоими событиями возникают проблемы.
Нет ничего нового в том, что российский парламент рассматривает расширение НАТО на Восток как неуважение к российским интересам. Буквально в прошедшую среду Дума в очередной раз потребовала от российского правительства пересмотра своей оборонной политики. Депутаты приняли большинством голосов резолюцию, в которой выдвигает требование о присоединении к переработанному Договору об обычных вооружениях в Европе (KSE) новых членов НАТО: Эстонии, Латвии, Литвы и Словении. Этот договор ограничивает численность вооруженных сил и количество вооружений. Депутаты потребовали от президента Путина, чтобы тот в случае несоблюдения интересов России в области безопасности пересмотрел вопросы участия в существующих договорах, связанных с разоружением, и занялся укреплением ядерного потенциала и вооруженных сил.
Миллионные убытки
За этими угрозами стоит, очевидно, запланированная передислокация войск НАТО из Германии в Польшу. По данным российского правительства, США планируют передислоцировать в Польшу половину своих войск, насчитывающих 71 000 человек личного состава, находящихся сейчас в Германии. Москва уже проинформирована об этих планах, заявил в прошедший вторник заместитель министра иностранных дел Владимир Чижов.
Именно это наращивание вооружений на своей западной границе Россия рассматривает и, видимо, не без оснований, в качестве недружественного акта. В беседе с корреспондентом газеты 'Die Welt' председатель парламентского Комитета по международным делам Константин Косачев заявил, что он никак не может понять, зачем американцам понадобились теперь военные базы в Польше. 'Для НАТО, как кажется, речь все еще идет о защите от России', - сказал Косачев. Мало хорошего видит Россия также в расширении в сторону Востока ЕС. Россия, в частности, пошла на уступки в споре по поводу распространения своего соглашения о партнерстве с ЕС на новых членов Союза, но сомнения остаются. Россия опасается, что ей, если новые государства ЕС возьмут на вооружение брюссельские правила, придется в результате введения квот на ввоз и таможенных пошлин на импорт российских товаров нести ежегодные убытки в размере 150 миллионов долларов США.
То, что с исчезновением старых границ появятся новые, - это опасение, которое вряд ли можно снять и у России, и у Украины. С приемом государств Балтии в ЕС, например, усилятся голоса тех, кто требует более определенной политики сообщества в отношении России.