Москва, 2 апреля 2004 года. Великобритания в ходе первого визита британских высокопоставленных лиц в Москву после государственного визита Владимира Путина в Лондон в прошлом году присоединит свой голос к голосам других западных критиков явного дрейфа России к авторитаризму.
Ожидается, что в условиях, когда Белый дом высказывает озабоченность в связи с тем, как г-н Путин провел недавние президентские выборы, Лондон умерит похвалы по поводу прогресса его экономических реформ, высказав предостережение, что ему не следует душить неоперившуюся демократию этой страны.
Билл Рэммелл (Bill Rammell), представитель министерства иностранных дел Великобритании, воспользуется своим визитом в Москву на следующей неделе, чтобы обсудить со своим российским коллегой вопросы, заботящие Великобританию. Его визит приходится на тот момент, когда Москва принимает меры с целью запретить акции протеста в большинстве общественных мест.
Лондон занял более критическую позицию вслед за высказываниями Колина Пауэлла (Colin Powell), государственного секретаря США. В статье для одной российской газеты в январе с.г. он заявил, что демократическая система России, "кажется, пока не нашла нужного баланса исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. . . Политическая власть пока еще не полностью руководствуется законом".
Запад посылает г-ну Путину неоднозначные сигналы. После нападений на США 11 сентября 2001 года Вашингтон сделал российского президента своим союзником в войне против террора. Россия также поддерживала теплые отношения с Тони Блэром (Tony Blair), британским премьер-министром, пока г-н Путин не присоединился к Франции и Германии, выступив против иракской войны. После этого, говорят дипломаты, отношения между Лондоном и Москвой стали прохладными.
Визит г-на Рэммелла является частью усилий по преодолению разногласий между ними из-за (иракской) войны. Но существует также и озабоченность по поводу того, что недавняя экономическая стабильность России должна сопровождаться демократической реформой.
Явное предпочтение средств массовой информации к г-ну Путину во время выборов, недостаточное выделение эфирного времени другим кандидатам, укрепление позиций служб безопасности и продолжающиеся нарушения прав человека в России - в особенности в Чечне - в совокупности разжигают озабоченность Запада.
"Свободные СМИ и политический плюрализм жизненно важны, - сказал г-н Рэммелл вчера в Лондоне. - Нас волнуют сообщения о нарушениях прав человека федеральными и местными службами безопасности".
Представитель министерства выступал после того, как прокремлевский парламент России принял закон, который ограничивает право рядовых россиян протестовать в большинстве общественных мест и перед зданиями, где размещаются правительственные органы.
Этот шаг является серьезным отступлением от демократического процесса, начатого в конце 1980-х годов при бывшем советском лидере Михаиле Горбачеве. Критики утверждают, что вышеупомянутый закон отражает ликвидацию демократических норм в России. Протесты и демонстрации были характерной чертой российской политической жизни при г-не Горбачеве и бывшем российском президенте Борисе Ельцине.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая осуществляла мониторинг российских президентских выборов, критиковала объем эфирного времени, которое было отдано г-ну Путину. Джеймс Никси (James Nixey), менеджер программы для России и Евразии в Лондонском королевском институте международных отношений (London's Royal Institute of International Affairs), говорит, что подход СМИ к избирательной кампании свидетельствовал, что г-н Путин господствовал на выборах.
"Россия ни при каких обстоятельствах не может называться демократией. Если взглянуть на то, как СМИ подавали различных кандидатов в президенты, на позиции и интонации репортеров, особенно на телевидении, то получается самая неубедительная картина".
Однако вопрос демократической реформы едва ли испортит англо-российские отношения, когда идет борьба за более важные коммерческие призы. Правительства обеих стран стремятся улучшить торговые связи, которые достигли кульминационной точки, когда в августе прошлого года английская нефтяная компания BP создала совместное предприятие с российской нефтяной компанией ТНК.
Более серьезным облаком, которое нависло над отношениями между странами, стало, с точки зрения Кремля, решение Великобритании предоставить политическое убежище архиврагу г-на Путина Борису Березовскому, которого Россия объявила в международный розыск за мошенничество, а также Ахмеду Закаеву, чеченцу, которого Москва обвиняет в терроризме.
Но г-н Блэр и г-н Путин являются прагматиками, а английский премьер-министр, прославившийся своим умением строить отношения с мировыми лидерами разных политических оттенков, намерен подчеркнуть статус России как "одного из ключевых партнеров".