Вашингтон, 1 апреля 2004 года (UPI). В Восточной Европе открылась новая глава в подковерной борьбе за один из основных трубопроводов. Это магистральный трубопровод Одесса-Броды, и его судьба окажет воздействие на политическое и экономическое будущее значительной части "постсоветского пространства".
Когда в 1993 году Украина начала строить трубопровод Одесса-Броды, его рассматривали как очень необходимый независимый маршрут транспортировки энергоносителей Каспийского региона, который позволит связать среднеазиатских нефтедобытчиков с европейскими рынками. Этот 418-мильный (1 сухопутная миля = 1,609 км) трубопровод, протянувшийся от черноморского порта Одесса в северо-западном направлении к городу Броды в Западной Украине, способен транспортировать 14,5 млн. т нефти в год. Но с момента завершения строительства в 2001 году он, по большей части, простаивает, став жертвой энергетической политики региона в период после "холодной войны".
Однако все это начало меняться. В середине января Варшава и Киев договорились относительно стержневого соглашения, которое предусматривает продление трубопровода Одесса-Броды на территорию Польши. В соответствии с этим соглашением, новый польско-украинский конгломерат в предстоящие 2-3 года удлинит этот трубопровод на 310 миль, подведя его к польскому портовому городу Гданьск. После ввода в эксплуатацию нового отрезка по этому трубопроводу будет транспортироваться каспийская сырая нефть для загрузки в нефтеналивные суда, которые повезут ее в Западную и Северную Европу.
Эта сделка наносит чувствительный удар по планам России. Вот уже несколько лет Москва интенсивно уговаривает Киев согласиться на "изменение направления потока" в трубопроводе Одесса-Броды. В соответствии с предложенной Кремлем схемой, ныне бездействующий трубопровод - предназначавшийся для транспортировки энергоносителей в западном направлении - станет использоваться для транспортировки российской нефти в южном направлении, к Черному морю, откуда нефть будет доставляться на мировые рынки нефтеналивными судами.
Причины такого намерения очевидны. Кремлевские чиновники очень хорошо понимают, что трубопровод Одесса-Броды потенциально способен нанести смертельный удар на данный момент почти полной монополии России на каспийские энергоносители. Продленный до Гданьска, этот трубопровод станет важной альтернативой Черноморских проливов (которые уже сегодня страдают от хронических "пробок", обусловленных большим количеством проходящих танкеров) для транспортировки среднеазиатской нефти на запад. Что еще хуже, с российской точки зрения, возросшее в силу данного обстоятельства внимание к Украине со стороны Европы и Соединенных Штатов практически намертво закрепит ориентацию Киева на Запад.
Польша тоже является важным фактором в рассуждениях Кремля. В последний год отмечается беспрецедентное расширение политических и военных связей между Варшавой и Вашингтоном, что стало результатом осуществляемых в настоящее время планов Пентагона, которые предусматривают передислокацию ныне находящихся в Европе американских войск дальше на восток. И вот теперь сделка по продлению трубопровода Одесса-Броды делает Польшу одним из крупных транспортных узлов также и для нефти из Средней Азии, которая не является ни опековской (ОПЕК - организация стран - экспортеров нефти), ни российской.
Российские официальные лица понимают также, что изменение направления потока в трубопроводе Одесса-Броды позволит снять многие из вышепоименованных забот. Подобный шаг позволит достичь куда большего, чем просто усиление влияния Москвы на энергетическую структуру Украины; трубопровод значительную часть времени будет использоваться для транспортировки сырой нефти Урала к Черному морю. Кроме того, это окажет глубокое влияние на политическое будущее Киева, ослабив западные инвестиции и сделав правительство Украины все более зависимым от благорасположения Москвы. Немаловажно и то, что такой поворот событий практически изолирует Польшу от развивающегося рынка каспийских энергоносителей.
Кремль поэтому отказывается от более логичного восточного маршрута транспортировки российской сырой нефти через обрусевшую Восточную Украину. Этот трубопровод, получивший наименование Кременчуг-Снихеривка, обладает чуть ли не вдвое большей пропускной способностью в сравнении с трубопроводом Одесса-Броды. А при цене транспортировки почти на 3 долл. США меньше, чем у своего западного соседа, перекачка нефти по трубопроводу Кременчуг-Снихеривка представляется экономически выгодной для Москвы. Но, поскольку вопрос о трубопроводе Одесса-Броды в меньшей степени касается пропускной способности, чем контроля над политической и экономической независимостью Украины, Россия продолжает настаивать на изменении направления потока в нем.
И вот теперь подписание соглашения о продлении до Гданьска трубопровода Одесса-Броды вдохнуло новую жизнь в мечты Украины о своей энергетической независимости. Работая с иностранными инвесторами и со своим соседом на северо-западе, Киев теперь получает возможность изменить на противоположную господствовавшую в течение последних нескольких лет тенденцию ускоряющегося сползания страны в орбиту Кремля - результат дорого обходящихся ей политических и экономических, в том числе в сфере энергетики, уступок России.
Более того, украинские официальные лица, кажется, ухватились за эту возможность. Во время консультаций с Вашингтоном они дали понять, что намерены и дальше настаивать на использовании трубопровода Одесса-Броды для перекачки энергоносителей в западном направлении. А кабинет министров Украины в начале февраля официально одобрил такой план, проголосовав против изменения направления потока в трубопроводе Одесса-Броды.
Однако решение относительно трубопровода Одесса-Броды еще может быть пересмотрено под влиянием силовой политики. Поскольку украинский президент Леонид Кучма снова оказался под огнем политических оппонентов - на этот раз как результат серии спорных поправок в конституцию страны, которые преследуют цель манипуляции избирательным процессом - нынешняя администрация в Киеве, вполне возможно, не устоит перед соблазном вновь обратиться к Кремлю за посредническими услугами в урегулировании вопроса сохранения своего пребывания во власти. Поскольку отрезок до Гданьска пока не построен, у Москвы все еще имеются основания надеяться, что ей удастся уговорить Киев согласиться на изменение направления потока в трубопроводе Одесса-Броды, надо думать, как промежуточная мера.
Тем не менее, Украина сделала важный шаг к тому, чтобы сцементировать свою прозападную ориентацию. Соединенным Штатам и их европейским союзникам следует делать все от них зависящее, чтобы Украина оставалась на этом пути.