Председатель Военного комитета НАТО, немецкий генерал Гаральд Куят (Harald Kujat), считает использование сил НАТО в Ираке неизбежным. По его словам, 'вполне возможно', что нынешние действия 18 государств НАТО в Ираке 'будут взяты под единое руководство, приняв более широкий характер'
'Die Welt': В НАТО вступают новые страны. В чем главное значение этого: в том, что это символично или же в том, что появление новых членов имеет стратегическое или оперативное значение?
Куят: Вступление имеет, прежде всего, политическое значение. НАТО ведь, в первую очередь, является политическим союзом, а с расширением на семь новых членов зона стабильности, являющаяся зоной ответственности НАТО, становится больше. Вступление в исторической перспективе имеет также большое символическое значение, так как эти семь новых стран теперь официально присоединились к союзу западных демократических государств. В этой связи нельзя не упомянуть о том, что это произошло благодаря дальновидной немецкой внешней политике и политике безопасности, что программа 'Партнерство во имя мира' сделала в 1993 году иной разворот, подготовив расширение НАТО.
'Die Welt': НАТО с принятием семи новичков оказалась прямо у государственных границ России. Это не нарушает российские требования, касающиеся безопасности?
Куят: В прошедшие годы НАТО установила с Россией очень хорошие отношения как на политическом, так и на рабочем уровне. Сотрудничество отличают транспарентность и открытость, поэтому я не жду, что у российской стороны могут возникнуть какие-то сомнения. Но всегда будут раздаваться отдельные критические голоса со стороны тех, кто не осознал значение стратегического партнерства НАТО и России и размах военного сотрудничества.
'Die Welt': НАТО принимает в лице семи новых членов отсталые, плохо вооруженные армии. Есть ли риск того, что вместе с расширением НАТО окажется ослабленной?
Куят: Мы всегда обращали внимание на то, чтобы новые страны-члены подвергли свои вооруженные силы основательному реформированию. В этом достигнут громадный прогресс. Помимо этого семь новичков должны все же попытаться добиться и удержаться в рамках темпов, отвечающих радикальным изменениям, на этапе которых находится НАТО. Я настроен оптимистически по поводу того, что армии новых стран-членов смогут быстро адаптироваться к стандартам альянса. В остальном же НАТО должна предпринять усилия и со своей стороны с тем, чтобы интегрировать новых членов и их армии. Тут большую роль играет вопрос новой структуры управления НАТО.
'Die Welt': США добиваются от НАТО усиления своего присутствия в Ираке. Когда это может произойти?
Куят: Вопрос, касающийся Ирака, в НАТО пока еще не стоит на повестке. В центре нашего внимания находится Афганистан. Но я твердо убежден, что вопрос с Ираком появится на повестке дня в ближайшие месяцы. Возможно, главы государств и правительств примут решение во время встречи в верхах в Стамбуле. Факт то, что в Ираке присутствуют войска 18 из 26 стран НАТО, и альянс оказывает техническую помощь в польском секторе. Поэтому вполне возможно, что будет создано единое командование, и будут расширены масштабы деятельности.
'Die Welt': Какие последствия может иметь намерение нового испанского правительства вывести свои войска из Ирака для планирования в НАТО?
Куят: В стратегическом плане непосредственно это никак не повлияет. Действительно, если Мадрид исполнит свое намерение, то в распоряжении останется меньше личного состава. Но если дело реально дойдет до действий НАТО в Ираке, то планирование придется осуществлять по-новому. Кстати, если я правильно понимаю заявление Мадрида, то у испанской стороны есть готовность участвовать в такой миссии НАТО при определенных условиях.
'Die Welt': США хотят сильнее привязать некоторые страны Ближнего и Среднего Востока к альянсу, европейцы относятся к этому, скорее, скептически. Какое будущее может быть у 'Greater Middle East'?
Куят: Стабильность на Ближнем и Среднем Востоке имеет громадное значение для непосредственной безопасности европейцев, но также и для будущего израильско-палестинского конфликта. Поэтому я придерживаюсь мнения, что была бы целесообразной координация политических усилий НАТО, Европейского союза, а также других организаций, например 'Восьмерки', с тем, чтобы они способствовали достижению большей стабильности в этих странах, большей демократии и, возможно, улучшению экономического положения. К каким странам конкретно может быть применена эта концепция, и должна ли НАТО увязывать эту новую модель с существующим средиземноморским диалогом - это те вопросы, на которые необходимо дать ответы в ближайшие недели.
'Die Welt': Остаются ли в силе после последних актов насилия в Косово планы НАТО передать к концу этого года мандат миротворческих сил Sfor в Боснии Европейскому союзу?
Куят: Существующие планы остаются в силе. Мы работаем совместно с Европейским союзом над тем, чтобы создать условия для передачи мандата европейцам. Балканы для Европы представляют большой интерес не только в экономическом, но и в военно-политическом плане. И поэтому НАТО должна дать европейцам шанс взять на себя в этом регионе большую ответственность.