5 апреля 2004 года. Великобритания впервые с того момента, как Владимир Путин стал президентом, собирается публично высказать свою озабоченность в отношении авторитарного курса России.
Британские официальные лица намерены и дальше утверждать, что не отказываются от политики сотрудничества с бывшей сверхдержавой, но предостерегают, что процесс становления демократии в России замедлился и, возможно, даже пошел в обратном направлении.
Это предостережение прозвучало за 4 дня до визита в Россию представителя министерства иностранных дел Билла Рэммелла (Bill Rammell), вслед за аналогичными выражениями озабоченности государственным секретарем США Колином Пауэллом (Colin Powell).
Г-н Рэммелл вчера заявил: "Мы все больше озабочены вопросом приверженности России плюрализму и свободе прессы. И то, и другое крайне важно для демократии. Необходимо продолжать движение к демократии".
Г-н Блэр (Blair) до сих пор неохотно критиковал методы г-на Путина в борьбе против терроризма в Чечне, однако после обсуждений на Даунинг-стрит, 10 (резиденция премьер-министра в Лондоне - прим. пер.) и в министерстве иностранных дел было решено высказываться в более критическом тоне.
Международные аналитики давно уже расходятся во мнениях относительно политической траектории демократии при Путине, который в прошлом месяце был переизбран в президенты подавляющим большинством голосов в ходе выборов, названных наименее соревновательными выборами в постсоветской России.
Великобританию заботит проведение выборов в Чечне, где все серьезные кандидаты от оппозиции были сняты с дистанции до выборов. На выборах российского президента г-н Путин позаботился, чтобы в средствах массовой информации (СМИ) не появлялось серьезной критики.
Официальные лица Великобритании полагают, что г-н Путин выиграл бы выборы с аналогичным отрывом от других кандидатов даже в случае, если бы он не манипулировал СМИ, указывая на то, что российская экономика испытывает бурный подъем.
Правительство Великобритании озабочено также нарушениями прав человека в России, включая дурное обращение с заключенными, а, кроме того, выдвижением на влиятельные посты в правительстве лиц, сделавших карьеру в службах безопасности.
Г-н Рэммелл сказал: "Мы озабочены тем, что федеральные и провинциальные судебные власти недостаточно независимы".
Великобританию тревожит также и содержание под стражей миллиардера Михаила Ходорковского, который был руководителем гигантской нефтяной компании ЮКОС. Около 25% валового внутреннего продукта России приходится на нефтегазовые ресурсы.
Г-н Ходорковский, как говорят, имел амбиции бросить вызов г-ну Путину.
Высказывания г-на Рэммела последовали за недавним заявлением г-на Пауэлла, что "Россия, кажется, пока не нашла важного баланса между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Политическая власть пока еще не руководствуется законом".
С того времени парламент г-на Путина объявил о планах ограничить демонстрации общественности, включая протесты перед зданиями органов власти.
Отношения между Россией и Великобританией стали более прохладными после того, как эти две страны заняли несовпадающие позиции по вопросу войны в Ираке.
Г-н Блэр, похвалявшийся хорошими отношениями с г-ном Путиным, был неприятно поражен решением России не поддерживать резолюцию Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, которая одобрила военную акцию в Ираке.
Официальные лица Великобритании настаивают, что последние предостережения не являются следствием иракского тупика, но отражают крепнущее ощущение, что злоупотребления правами человека в России требуют публичного осуждения, а не продолжения выражения озабоченности в частном порядке.