Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлую пятницу семь новых стран были официально приняты в НАТО. Руководители Словакии, Словении, Румынии, Болгарии и трех стран Балтии - Эстонии, Латвии и Литвы - не скрывали гордости за то, что стали частью истории во время официальной церемонии принятия в члены НАТО в штаб-квартире североатлантического союза в Брюсселе. Как и предполагалось, Россия болезненно отреагировала на это событие, и тому есть причины - военно-политический блок времен холодной войны распространился на страны, которые раньше входили в состав Советского Союза

В прошлую пятницу семь новых стран были официально приняты в НАТО. Руководители Словакии, Словении, Румынии, Болгарии и трех стран Балтии - Эстонии, Латвии и Литвы - не скрывали гордости за то, что стали частью истории во время официальной церемонии принятия в члены НАТО в штаб-квартире североатлантического союза в Брюсселе. Как и предполагалось, Россия болезненно отреагировала на это событие, и тому есть причины - военно-политический блок времен холодной войны распространился на страны, которые раньше входили в состав Советского Союза. Однако, хотя России и не нравится столь близкое расположение НАТО по соседству с ее границами, это обстоятельство ее особенно и не тревожит.

Для семи же стран Европы, и особенно для прибалтийских государств, прошлая пятница была поистине историческим днем. В прошлом веке для небольшой страны было подлинным несчастьем и роком находиться между сильными Германией и Россией. Эти малые страны Европы редко проводили независимую внешнюю политику, они всегда действовали с оглядкой на влиятельных соседей.

В годы холодной войны политический строй во всех семи странах был насильственно установлен Советским Союзом. Членство в НАТО, роль признанного лидера в котором играют Соединенные Штаты, снимает с этих стран историческую ношу быть малыми странами Европы. Нет никакого сомнения в том, что все семь стран отныне чувствуют себя более сильными и находятся в мире в большей безопасности. Но укрепилась ли сила и безопасность самого блока НАТО в результате принятия новых семи членов?

Являясь символом и действующим воплощением духа холодной войны, НАТО усиленно искало свое место в мире после распада Советского Союза в 1991 г. Теперь, когда угроза вторжения Красной армии в Западную Европу миновала, идеологам альянса потребовалось найти новый повод для продолжения существования НАТО.

Новыми задачами альянса стали обеспечение безопасности и стабильности его границ, проведение операций по поддержанию мира вне границ Европы и ведение борьбы с терроризмом. Обеспечение стабильности на границах блока стало главным мотивом для продвижения блока на восток. Эта инициатива очень даже устроила малые страны Восточной Европы, опасающихся того, что возрожденная Россия сможет снова оказывать сильное влияние на их внутреннюю и внешнюю политику.

Россия при правлении президента Владимира Путина возрождается, и по понятным причинам с раздражением отреагировала на расширение НАТО, поскольку теперь НАТО получит возможность вести масштабную разведработу вглубь российской территории, а также концентрировать вооружение вблизи ее границ, что расценивается в Москве как угроза ее безопасности. Такова официальная позиция России, и она никого не удивила ни в НАТО, ни в самой России. По другому и быть не могло. Вместе с тем официальная реакция на расширение НАТО значительно отличается от менее озвученной позиции Кремля по поводу своего бывшего противника, основанной на его реальной оценке.

В Кремле хорошо известно, что расширение НАТО на восток является политическим мероприятием, которое не угрожает военной безопасности России. Официальное недовольство включением в состав блока семи новых членов является ничем иным, как хорошо продуманной военно-политической хитростью Кремля, пытающегося извлечь для себя пользу из ситуации, при которой альянс будет поставлен в затруднительное положение перед лицом неизбежной необходимости принятия либо единодушных решений, либо при полном консенсусе, требуемых для принятия решений о проведении военных действий. Кремль будет со спокойным удовольствием наблюдать, как члены столь многочисленной организации смогут достигать чего угодно, кроме консенсуса, по таким сложным вопросам, как Афганистан, война с терроризмом, нынешний всплеск насилия в на Балканах.

Семь новых членов и три страны, присоединившиеся к альянсу пять лет назад, - Польша, Чешская республика и Венгрия, - не придают НАТО особого военного веса. Считается, что всем двенадцати новичкам потребуется более десяти лет, чтобы соответствовать нынешним стандартам организации, которые при этом существенно ниже, чем в американской армии. А пока что эти страны смогут быть полезными, предоставляя возможность дешевого постоя для войск НАТО, и особенно для военного контингента и военной техники армии США, также войск химической и биологической защиты. Ни одно из этих положений программы НАТО не угрожает безопасности России.

Есть еще два обстоятельства, изучив которые, понимаешь, что НАТО не несет потенциальной угрозы для России: это США и Европейский Союз. Все присоединившиеся на днях к НАТО страны все последнее десятилетие занимали открытую проамериканскую позицию. Они хорошо знали, что за расширением НАТО стоят США. Недавно Соединенные Штаты пытались заручиться политической поддержкой там, где привыкли ее получать - у своих европейских союзников, которые уже много лет состоят в рядах блока НАТО, не разделяющих американских методов ведения войны с международным терроризмом. Вместе с тем проамериканская позиция новых членов альянса неизбежно - медленно, но верно - перерастет в проевропейскую. Их к этому вынудят экономические реалии.

Членство в НАТО означает международный престиж, а также и другой, - более высокий уровень обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем членство в Европейском Союзе приносит весьма важные и ощутимые экономические выгоды. Выгоды, извлекаемые новыми членами НАТО, из членства в Евросоюзе значительно перекрывают те, что им сулит нахождение в североатлантическом альянсе. Новым членам альянса будет гораздо труднее сказать 'нет' Берлину, чем Вашингтону. К этому следует также прибавить торговые и энергетические связи России и ЕС. Растущая экономическая взаимозависимость все в большей степени сплачивает Россию и ЕС, что сводит вероятность любой военной конфронтации с участием России и НАТО практически к нулю. Конечно, между НАТО и Кремлем будут скорее всего время от времени возникать споры из-за нарушений воздушного пространства, однако словесные баталии могут разгореться скорее по таким вопросам, как поставки природного газа.

Вступление на этой неделе в НАТО новых членов является историческим событием, а не реальной или вымышленной угрозой безопасности России. Семь новых членов блока собираются покончить с прошлым, в котором они всецело зависели от своих грозных соседей и в первую очередь от России. В Кремле в этом, конечно, не признаются, но там, вероятно, про себя облегченно вздохнули, потому что НАТО теперь некоторое время будет сконцентрировано на проблемах внутреннего развития, чтобы компенсировать 'приобретение' этой последней недели. А Россия тем временем сможет уделить максимальное внимание тем регионам, где существует реальная угроза ее безопасности - на южных рубежах.