С пятницы перед штаб-квартирой НАТО в Брюсселе развеваются новые флаги, среди них впервые - также флаги трех бывших советских республик: Эстонии, Латвии и Литвы. 'Собственно, это 2-е апреля является днем поражения российской дипломатии, - размышляет один из высокопоставленных дипломатов из Прибалтики в беседе с корреспондентом 'Die Presse'. - Дело в том, что Москве, несмотря на все усилия, не удалось помешать нашим трем государствам вступить в НАТО'.
Он также опровергает представления западных политиков, дипломатов и средств массовой информации, будто сопротивление России на этом этапе расширения было менее активным, чем в случае, когда в 1999 году в НАТО вступали Польша, Чехия и Венгрия: 'На нас со стороны России оказывалось громадное давление, Запад только не замечал этого в той мере, как это было во время предыдущего этапа расширения'.
Почувствовать это давление пришлось, прежде всего, Эстонии и Латвии, так как в этих двух прибалтийских республиках очень сильные русские или русскоязычные меньшинства. В Латвии, например, меньшинства составляют все еще 42 процента населения, из них 29 процентов - русские. И это сильное меньшинство постоянно становилось инструментом в руках Москвы, пытавшейся создавать Латвии проблемы в ее усилиях, направленных на интеграцию с Западом.
Москва настойчиво требовала от Риги, чтобы та предоставила гражданство сразу всему русскоязычному населению, проживающему в Латвии. Правительство не пошло на это, оно потребовало для получения гражданства минимального знания латвийского языка. Но даже это было для многих русских чересчур.
В последнее время Москва выступала против латвийского закона об образовании, который предписывает, что в будущем 60 процентов занятий в русских школах должны проводиться на латвийском языке. Российские представители обращались с жалобами по поводу якобы враждебной по отношению к меньшинствам политики Риги, прежде всего, в международные организации. Два года назад к этому добавилось экономическое давление: Москва прекратила перевалку нефти через латвийские прибалтийские порты.
Москва помимо этого, как и прежде, требует от трех прибалтийских государств, таких, как Словения, чтобы те после своего вступления в НАТО присоединились к Договору об обычных вооружениях в Европе (KSE). Перед этим провалились попытки со стороны России связать прибалтийские государства обязательствами в рамках двухсторонних военных соглашений. Таллинн, Рига и Вильнюс, в частности, заявили о своей готовности присоединиться к Договору о сокращении обычных вооружений, но только тогда, когда Москва, как она это обещала на Стамбульской встрече в верхах в 1999 году, ликвидирует свои военные базы в Молдавии и в Грузии.
Продолжит ли Москва оказывать давление после того, как прибалтийские республики стали членами НАТО, а 1-го мая вступят в ЕС? 'Это произойдет в скором времени, так как Москве необходимо время, чтобы адаптироваться к новой ситуации, - предрекает один дипломат. - Наши великие соседи на Востоке с самого начала девяностых годов всегда думали, что нас после получения независимости вскоре постигнет экономический коллапс. Теперь мы в НАТО, скоро будем в ЕС. Русским это трудно воспринимать, прежде всего, с психологической точки зрения'. Но через два-три года, не позднее, русские признают существующие реалии.