Автор материала являлся в 1974-1992 годах министром иностранных дел Германии
29-го апреля в НАТО вступили семь новых членов. 1-го мая десять новых членов появятся в Европейском союзе. Два исторических события, которые следует рассматривать во взаимосвязи. С преодолением разделения Европы Германия со своей политикой договорных отношений с Востоком, своей активной ролью в рамках ОБСЕ, в плане двойного решения НАТО и в деле определения западной политики в области разоружения стала отвечать ответственности, которая лежит на ней в Европе. И сегодня, в совершенно изменившихся условиях, перед Германией встают новые задачи. Важно, чтобы Германия и Франция при этом действовали сообща.
Ответственности, которая возложена на нас, отвечали обоснование в 1991 году необходимости Веймарского треугольника - тесного сотрудничества Германии, Франции и Польши, - а также усилия Федеративной Республики Германия и США, направленные на сближение с бывшими государствами- членами Варшавского Договора, и на все более тесное сотрудничество НАТО в военно-политической области с Россией в период после великого перелома 1989-1991 годов.
Процесс европейского единения является процессом перманентного обретения единого европейского самосознания. Это понимание было ключом к успеху Европы шести и позднее - ключом к успеху в деле расширения. Это должно иметь силу и сегодня. Свидетельством тому являются последние события в Словакии.
Визит канцлера Германии Шредера (Schroeder) в Варшаву 23-го марта 2003 года надо рассматривать с этой точки зрения. Успех в смысле смягчения позиции по вопросу конституции - двойное большинство - делает это более, чем очевидным. Расчет новых членов ЕС на понимание особой ситуации, в которой они находятся, делается, в первую очередь, на Германию, с самого начала являвшуюся сторонником расширения ЕС на Восток. Комиссар ЕС по вопросам расширения Ферхойген (Verheugen) внес вклад в то, чтобы нашей стране доверяли.
Другой вызов связан с европейскими государствами по ту сторону восточной границы ЕС. Следует действовать в духе доклада Армеля (Harmel) в НАТО от 1967 года и способствовать созданию общеевропейского мирового порядка, который бы включал Россию и другие государства-преемники бывшего Советского Союза. Надо не допустить появления новой пропасти вдоль восточной границы ЕС. Речь идет о взаимовыгодном для всех участников освоении общеевропейского географического, экономического и политического пространства. Это требует создания общеевропейской инфраструктуры, прежде всего, в сфере телекоммуникаций, транспорта и энергетики. Необходимо и далее добиваться реализации долгосрочной цели ЕС: создания совместно с Россией и другими соответствующими государствами-преемниками бывшего Советского Союза зоны мира.
Европейские государственные деятели должны думать о том, чтобы расширение НАТО и ЕС принесло дополнительную пользу в деле сотрудничества, стабильности и доверия для всей Европы. Визиты канцлера Германии Шредера и президента Ширака (Chirac) в Россию именно в данный момент были поэтому важными шагами на пути укрепления доверия. За ними должны последовать дела. Это могла бы быть реализация заявленных предложений, направленных на углубление сотрудничества с Россией. Поэтому нельзя подходить к встрече в верхах ЕС-Россия, запланированной на 21-го мая, как к рутинному мероприятию.
То же самое относится к оказанию поддержки России в вопросе вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Наконец, Германия и Франция должны придать новый импульс налаживанию контроля над обычными вооружениями в Европе. Одним словом, Германия должна снова играть активную роль и в вопросах контроля над вооружениями, и разоружения. В НАТО все еще сохраняется принципиальное понимание того, что контроль над вооружениями и разоружение являются составной частью политики безопасности.
Если взять все вместе, то нам необходима новая восточная политика, с совершенно новым содержанием и с прежней целью. Она заключается в том, чтобы способствовать сотрудничеству, стабильности и доверию во всей Европе.