У ценных бумаг по-прежнему сохраняется потенциал для роста курса. Инвесторов интересуют не только сырьевые компании
Россия с начала года считается страной с самым динамично развивающимся фондовым рынком в мире. По самому важному для Европы московскому индексу акций РТС, увеличившемуся на 40 процентов, он оставил позади себя все остальные государства. Удержаться на таком уровне не в состоянии ни новые, ни прежние государства-члены ЕС.
Рынок ценных бумаг уже давно отошел от шока, вызванного арестом главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. В частности, РТС, чтобы ликвидировать 12-процентное падение, потребовалось три месяца. Зато сегодня он достигает рекордные отметки почти ежедневно. 'Политическая стабильность в России перевешивает риски государственного вмешательства в экономику', - говорит Александр Карпов, эксперт по Восточной Европе из фондового акционерного общества 'Union-Investment'. Акции предприятий, которые котировались в этом году на фондовом рынке, меняли свой курс в течение нескольких часов трижды. Гарантом стабильности и роста курса акций на рынке ценных бумаг являются сильные позиции Владимира Путина. Конечно, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) характеризует президентские выборы, проходившие три недели назад, как недемократические, однако полнота полномочий главы государства, спорных с позиции правового государства, заставляет биржевых спекулянтов мечтать о повышении курсов: с 1999 года индекс РТС поднялся более, чем на 700 процентов.
Ежегодный рост экономики составлял шесть процентов уже в первый период президентства Путина. В 2003 году реальный внутренний валовой продукт увеличился на 7,3 процента. Впрочем, за это русские должны быть благодарны высоким ценам на сырье, на которые, по оценкам Всемирного банка, приходятся три процента всего роста. Российский фондовый рынок тоже держится на сырье. 70 процентов акций, котирующихся в РТС, это акции нефтяных компаний - рынок капиталов крайне чувствителен к колебаниям цены на нефть. До тех пор, пока она держится на высоком уровне, курс акций на московском фондовом рынке идет вверх. В настоящее время цена на нефть находится на уровне 32 долларов США за баррель (159 литров). После того, как Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) приняла в прошедшую среду решение о сокращении объемов добычи нефти, эксперты не исключают, что цена может оказаться в диапазоне 40 долларов США.
Впрочем, зависимость российского рынка ценных бумаг от нефти сильно инвесторов не пугает: экономисты из 'Independent Research' подсчитали, что в случае падения цены на нефть на один доллар за баррель российский внутренний валовой продукт уменьшится только на 0,35 процента. То есть, для того, чтобы вызвать экономическую стагнацию, цена на нефть должна упасть до семи долларов США за баррель. Фондовый менеджер Карпов вкладывает в акции нефтяных компаний только 30 процентов капитала. Хорошим ростом курса отличаются также акции телекоммуникационных компаний, банков, пивоваренных заводов и торговых домов. Герд Кирстен (Gerd Kirsten), эксперт по России и фондовый менеджер компании 'Deka', считает многообещающими, прежде всего, акции компаний сотовой связи, таких, как 'Вымпелком' и МТС. В результате приватизации на рынке появится больше акций ликвидных компаний. Российское государство держит в настоящее время пакеты акций 717 предприятий.
Эксперты напряженно ожидают, прежде всего, детали приватизации 'Газпрома'. 50 процентов акций энергетического концерна все еще находятся в собственности государства. 'Форма приватизации 'Газпрома' является ключевым фактором для того, как пойдет развитие на фондовом рынке', - говорит Карпов. На этот год запланирована также продажа остающегося пакета акций концерна 'Лукойл' в размере 7,6 процента. Россия для инвесторов остается интересным рынком. 'Несмотря на сумасшедший рост процентов, ситуация на фондовом рынке будет и дальше развиваться в позитивном направлении', - говорит Карпов. Средний показатель соотношения курс/прибыль (KGV) акций российских компаний составляет около 9,5. Для сравнения, курс акций, рассчитываемый по индексу S&P-500, дает в среднем соотношение на уровне 22. Изменения на московском фондовом рынке могут происходить, согласно Кирстену, всегда, но они не могут быть слишком уж большими. 'Для того, чтобы обрушить курс, в России должны произойти сильные политические волнения'.