Если вы не были в Иордане несколько лет, то модный столичный торговый центр "Mecca Mall" поразит вас - особенно если вы только что провели больше недели в Багдаде. В роскошных магазинах продается сшитая в Сирии дизайнерская одежда, везде видна реклама сериала "Секс в большом городе", имеется шикарный боулинг и кофейни, а также современный кинотеатр, в котором показывают самые последние фильмы, в том числе "Страсть". Глядя на все это, нетрудно поверить, что глобализация набирает обороты в этом уголке Ближнего Востока, несмотря на проблемы, с которыми она сталкивается в других точках региона.
Две недели назад, когда я последний раз завтракал в Багдаде, по стране начали прокатываться гневные выступления, связанные с появлением информации об убийстве Израилем шейха Ясина (Yassin). Когда через полдня я встретился с другом в холле кинотеатра в торговом центре "Mecca Mall", мы не могли не задуматься над вопросом, о чем думают арабы, смотря фильм, обвиняющий евреев в убийстве Христа (почитаемого в исламе), в тот самый день, когда Израиль сделал "мучеником" человека, которого "Аль-Каида" называла старцем в инвалидном кресле. Несколькими днями ранее, в первую годовщину американского вторжения, тысячи иракцев шествовали по Багдаду, провозглашая, что евреи должны вспомнить о битве при Хайбаре, ибо "армия Мухаммеда возвращается".
Уделяемое евреям и Израилю внимание отражает широко распространенную среди иракцев веру в то, что американская и израильская оккупации являются двумя "големами" глобализации, которой они не могут сопротивляться и которую они не могут контролировать, которая подрывает самую основу их культуры и экономики, пусть и принося при этом достаток и свободу некоторым избранным.
Американцам может быть сложно оценить оккупацию Ирака в контексте глобализации. Однако Ирак сегодня несомненно находится в эпицентре этой тенденции. Для обретения контроля над самым важным в мире ресурсом - нефтью - были использованы вооруженные силы. Корпорации, связанные с оккупационной властью, заполонили страну в поисках прибыли, приватизируя все, от здравоохранения до тюрем, в то время как иракские инженеры, подрядчики, врачи и учителя отодвинуты в сторону.
Как и во многих других странах развивающегося мира, экономическая глобализация стала для Ирака неприкрытой катастрофой. Во время посещений больниц, школ, аналитических организаций, штаб-квартир политических партий, художественных галерей и лагерей беженцев было видно, что их состояние осталось таким же, каким оно было до вторжения, или даже ухудшилось. Повсеместно, за исключением курдского севера, наблюдается недовольство оккупацией и проектом конституции, в которой местные аналитики видят большое количество пробелов.
Однако большинство иракцев даже не интересуются высокой политикой, их заботят те же проблемы, что и рядовых американцев - работа, медицинское обеспечение, образование. А дело с этим обстоит плохо.
Временный управляющий совет Ирака и чиновники Агентства США по международному развитию отказываются публиковать статистические данные о здоровье иракцев, и редко посещают больницы, однако больничные сотрудники продолжают собирать данные, которые отражают ужасный уровень смертности и болезней, а также острую нехватку лекарств и оборудования.
Хотя повседневная безопасность в Багдаде и его окрестностях повышается, политического насилия и взрывов, осуществляемых террористами-самоубийцами, становится все больше.
Социальные права, которые были предоставлены женщинам прежним режимом, в новом Ираке уменьшаются. Положение женщин осложняется растущим религиозным консерватизмом, массовой безработицей, недостаточным медицинским обеспечением и нехваткой образования.
Ирак скатывается к хаосу, и многие иракцы все сильнее верят в то, что американцам именно это и нужно. Известный иракский психиатр, работавший с Временным управляющим советом и американскими военными, говорил мне: "Это невозможно, чтобы Соединенные Штаты были такими некомпетентными. Как минимум отчасти царящий в стране хаос создан преднамеренно". Главным вопросом, возникающим при этом в умах большинства людей, является не вопрос о том, правдиво ли это утверждение, а вопрос, почему так происходит.
Например, многие в Ираке считают совершенное на прошлой неделе зверское убийство американцев в Фаллудже подозрительным. Отправить иностранных работников в Фаллуджу на внедорожниках последней модели в сопровождении вооруженных охранников - это может быть расценено как преднамеренная провокация насилия, которое потом будет использоваться в качестве предлога для "наказания".
Организация Объединенных Наций, судя по всему, вернется в Ирак под покровительством США - и сотрудничество с оккупантами может вызвать повторение насилия, из-за которого ООН и покинула Ирак в прошлом году.
Стремление курдов к федеральной политической системе объединяет шиитов и суннитов против общего врага. Один суннит, высокопоставленный религиозный деятель, убеждал меня, что федерализм - это первый шаг к расколу Ирака.
Вместе с тем существуют и проблески надежды на то, что Ирак может стать по настоящему демократической страной. Группы иракских, европейских и арабских активистов вместе отважно работают над установлением реальной демократии и свободы. Один шиитский религиозный деятель с гордостью вспоминал о том, что бывший глава еврейской общины был одним из лучших друзей его отца, и говорил о том, что евреи и христиане должны быть уважаемы в Ираке.
Общее неприятие и консервативными священнослужителями, и светскими художниками культурного воздействия американской оккупации (которое они приравнивают к глобализации), дополняемое отвращением иракцев к риторике арабских националистов и к сектантской идеологии, может со временем способствовать формированию космополитического общества. Как сказал один молодой режиссер и музыкант: "Возведение мостов между людьми является лучшим оружием против оккупации и ненависти".
Когда я сидел в багдадском интернет-кафе и видел, как иракская молодежь и бизнесмены среднего возраста проверяли электронную почту и ходили по интернету, было видно, что иракцы хотят извлекать выгоды из глобализации также, как и богатые владельцы "Mecca Mall". И в отзвуках взрывов бомб и автоматных очередей, раздававшихся неподалеку, по-настоящему человеческая глобализации казалась одновременно и достижимой, и жизненно необходимой.