Что произойдет, если американцы уйдут прямо завтра? Сегодня это самый модный вопрос в американских средствах массовой информации. Гражданская война, хаос, анархия. А потому уйти мы не можем. Мы должны защищать иракский народ. Ergo, иракский народ не хочет чтобы мы уходили. Мы защищаем их от гражданской войны. Мы защищаем их от самих себя. Проблема заключается лишь в том, что многие иракцы предпочитают заботиться о себе сами, без нашего присутствия.
Все очень просто. 30 июня 'мы' передаем суверенитет - крайне деликатную и иллюзорную материю - иракскому 'народу', который, вне всякого сомнения, будет нам глубоко признателен за подобную щедрость. Багдадский дворец оккупационных сил станет тогда самым большим в мире американским посольством, а наше 'иракское правительство' - назначенное, а не избранное - превратится в олицетворение свободы, независимости, равенства и всего того, что мы от самого сердца пожелаем. Учитывая все сказанное, обратимся теперь к фактам.
Как указал профессор политических наук и международных отношений Университета имени Джорджа Вашингтона Натан Браун (Nathan Brown), так называемая временная администрация под управлением коалиции - оккупационных сил - приняла несколько бесповоротных 'решений', касающихся вопросов крайней важности, работы неправительственных организаций и судебной власти. Так, к примеру, иракская армия будет подчиняться американскому командованию до тех пор, пока не будет принята окончательная конституция страны. А новое 'правительство' - не избранное, разумеется - не сможет влиять на специальные судебные комиссии, разбирающие дела бывших членов партии БААС.
Американцы берут под свой контроль законодательства, регулирующие деятельность Центрального банка страны и компаний, функционирующих в Ираке. Американцы создали специальные органы по контролю над прессой и телевидением, среди которых фигурирует и Комиссия по информации и средствам связи - 'единственная, имеющая право управлять и регулировать иракский сектор телекоммуникаций, информации и прочих средств связи'. 'Зоны влияния' Соединенных Штатов останутся неизменными.
Спасибо, профессор Браун. Я уже начал понимать, что это означает. Сейчас я работаю над статьей о судьбе Саддама Хусейна (Saddam Hussein), которая - 'иншааллах' (если Аллаху будет угодно) - в скором времени должна появиться в 'The Independent'. На прошлой неделе мне трижды пришлось звонить моему источнику информации в одной из стран Ближнего Востока. Каждый раз, после того как я вешал трубку, связь не прерывалась, и на моем телефоне высвечивался некий номер в Великобритании: '0044 (код Великобритании) 000-92-01-67'. Попытки дозвониться по этому телефону ни к чему не привели, лишь постоянно высвечивалась надпись 'несуществующий номер'. Интересно, почему правительственное управление телекоммуникаций вдруг заинтересовалось моими звонками? Добро пожаловать в новый Ирак.
С другой стороны, Соединенные Штаты полагают, что нашли резолюцию ООН, позволяющую оставить в Ираке контингент из 110000 американских военных. Проконсул Соединенных Штатов в Ираке Пол Бремер (Paul Bremer) уже издал распоряжение, согласно которому новые Вооруженные Силы Ирака будут подчиняться командующему американским контингентом в Ираке генерал-лейтенанту Рикардо Санчесу (Ricardo Sanchez), который останется на своем посту и после 'передачи' власти 30 июня. Резолюция ООН за номером 1511, согласно которой военное командование было передано в руки альянса под руководством Соединенных Штатов, может послужить и законным оправданием для продления пребывания американских военных до 31 декабря 2005 года. Таким образом, временное правительство поддержит одно из тех соглашений о 'статусе вооруженных сил', которым Соединенные Штаты уже пользуются в нескольких государства, где находятся контингенты их военных.
Итак, после передачи 'суверенитета', власть будет оставаться в руках американцев до 'окончания процесса политических преобразований'. Иными словами, Ирак по-прежнему будет жить при англо-американской оккупации. Мусульмане-сунниты со своим представителем в трехстороннем правительстве, утверждают, что подобные меры принимаются в интересах самих иракцев: американские военные будут бороться с врагами Ирака - или же теми, кто в понимании американцев является 'врагом' Ирака.
На данный момент иракцы уже обеспокоены сложившейся ситуацией. Действительным останется закон, принятый еще Саддамом (в 1987 году) и запрещающий объединяться работникам государственного сектора в профсоюзы. Сопротивление на рабочем месте объявляется вне закона - под 'сопротивлением' подразумевается 'политическое' - а руководители профсоюзов могут быть арестованы.
Простые иракцы - то есть те, которые не работают в президентском дворце Бремера и интересуются только электричеством, бензином и работой - не проявили никакого интереса к подобным законодательным рычагам давления. А стоило бы.
Потому что событие, которое произойдет 30 июня, назвать 'передачей' власти нельзя. На наших глазах некий мифический 'суверенитет' будет передан в руки оплачиваемых и финансируемых Соединенными Штатами иракцев, которые будут делать то, что взбредет в голову Вашингтону. А 'фаворитом' на пост будущего 'посла' США в Ираке является никто иной как Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) - неоконсерватор и интеллектуал произраильских взглядов, представитель американской администрации и один из тех 'соколов', что разработали приведшую к катастрофе оккупацию Ирака.
Каким же, в таком случае, будет 'сопротивление'? Любая группировка боевиков попытается свергнуть новую администрацию, напасть на полицейские комиссариаты и на 'новую' иракскую армию. Несложно догадаться, что планируют Соединенные Штаты. В настоящий момент иракские военные охраняют американских чиновников, кроме того, они сотрудничают с американцами в охране дворца Бремера. В некоторых районах страны иракцы, закутавшись в плащи и надев шлемы, устанавливают собственные КПП. Эти черные плащи станут символом нового суверенитета страны, эмблемой нового и 'независимого' Ирака.
Иными словами, американцы предпринимают любые меры для того, чтобы удалить своих солдат от линии огня и разместить на расположенных в пустынной местности базах. Там их могут обстрелять из минометов, но зато они будут недосягаемы для иракских мятежников или 'террористов', как их все чаще станут называть.
В этом, используя клише, и заключается весь вопрос. Будут ли иракцы уважать эту новую армию, эти новые полицейские силы, этот новый 'суверенитет'? Сомневаюсь. Они хотели бы положить конец беспорядкам, убийствам, похищениям людей, которые за последний год превратились в характерные черты американской оккупации. Но при этом они хотят жить в стране, которая не контролируется Соединенными Штатами, но не смогут добиться этого.
Так что 30 июня придется стряхнуть пыль с бронежилета, прижаться к земле, не выходить на улицу и молиться чтобы тебя защитили оплачиваемые американцами иракцы или тысячи иностранных наемников, которые уже находятся в стране. На настоящий момент Соединенным Штатам не удавалось отстаивать то, что они смогли захватить - не говоря уже о страшном убийстве четырех американских граждан в Фаллудже - а потому, какие шансы на защиту могут быть у иракцев?
Так что 30 июня придется надеть бронежилет. . . и попытаться дозвониться по телефону 000-92-01-67.