'Лада - давай', - таков рефрен новой рекламной кампании крупнейшего российского автопроизводителя. В своей очевидной двусмысленности он может быть не воспринят разочарованным покупателем, стоящим на обочине дороги у машины с дымящимся двигателем. Только что показанные видеоклипы демонстрируют в рамках новой кампании такие автомобили, как 'Нива' с приводом на все колеса, или автомобиль для города 'Калина', который появится в продаже в ноябре и напоминает по дизайну и техническому решению времена автомобилестроения, когда еще не существовало антиблокировочных систем, подушек безопасности или электронной системы курсовой устойчивости.
'Лада' с технической точки зрения отстала от потребностей рынка примерно на четверть века. Несмотря на это, 'АвтоВАЗ', головное предприятие, выпускающее местную модель 'Лада', не сдается. В эти дни с конвейера в Тольятти на Волге сошел 22-миллионный автомобиль. Черновой вариант спортивного автомобиля в красном цвете 'Феррари' называется 'Революция'. Совсем Италия: полностью оборудованный завод был построен на Волге фирмой 'Fiat' в шестидесятые годы. Затеяла эту сделку Коммунистическая партия Италии.
Прошлый год был для 'АвтоВАЗа' самым успешным в истории компании. Было продано 718 000 автомобилей, на 20 000 больше, чем в 2002 году. Все остальные автомобильные заводы вместе взятые смогли продать только 257 000 автомашин. При этом оборот старомодного автопроизводителя составил 107 млрд. рублей (3,75 млрд. долларов США), а чистая прибыль увеличилась, по сравнению с 2002 годом, в шесть раз, достигнув 160 млн. долларов США.
Однако завод успокаиваться, что касается самых дешевых моделей на уровне, примерно, 4 500 долларов США, не собирается. До 2010 года должен быть изменен нынешний модельный ряд. Большие надежды концерн возлагает на малолитражный автомобиль 'Калина', разработка которого обошлась, примерно, в 800 млн. долларов США. Будущее автопроизводителя должен обеспечить автомобиль стоимостью в 6 500 долларов США.
Теперь, после недостатков начального периода, на рынке смог утвердиться автомобиль совместного производства компании 'General Motors' и 'АвтоВАЗа' 'Шевроле-Нива'. Если в 2002 году было произведено только 25 000 таких машин, то в этом году совместное предприятие выпустит уже 60 000. Машину можно купить за 10 000 долларов США.
Все же все больше россиян отдает предпочтение автомобилям западного производства. В прошлом году в России было продано 550 000 тысяч импортных автомобилей, из них 200 000 - новые машины. От 'Лады' & Co. отворачивается набирающий силу средний класс. В этом году количество новых импортированных автомобилей должно возрасти до 250 000 единиц. Таким образом, оборот в сфере импортных автомобилей, составляющий 4,5 млрд. долларов США, впервые превысит аналогичный показатель по автомобилям отечественного производства. Действительно, россияне допускают приобретение иномарки в среднем стоимостью в 22 500 долларов США, тогда, как автомобили 'Made in Russia' можно приобрести за 5 000 долларов США.
Кстати, список иномарок возглавляет 'Toyota', включая марку 'Lexus'. Было продано было 26 000 новых автомобилей. Далее следует 'Ford'. Затем по количеству - немецкие автопроизводители, занимая, однако, ведущие позиции в сегменте дорогих машин. Высокие таможенные пошлины уже заставили ряд западных автомобилестроителей производить сборку в России. Так, 'Ford' собирает свой автомобиль 'Focus' в Ленинградской области. Компания BMW уже давно имеет свое производство в Калининграде, она только что приступила к сборке новой модели. Доля российских поставщиков комплектующих для этих импортных автомобилей имеет по-прежнему тенденцию движения к нулевой отметке. Тут, как говорит один сотрудник компании 'Ford', нет 'стремления к качеству'.