Якуби (Jacubi) является самым близким соратником 30-летнего руководителя шиитов Муктады аль-Садра (Muktada al Sadr), движение которого пользуется все большей популярностью среди обедневшей шиитской молодежи. Аль-Садр занимает в иерархии шиитского духовенства скромное место, напротив, он много выигрывает среди своих сторонников, будучи наследником своего харизматичного отца, лидера шиитов аятоллы Садика аль-Садра (Sadik al Sadr), убитого в 1999 году спецслужбой Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Наблюдатели считают, что число его сторонников достигает двух миллионов человек.
Якуби до своего ареста, случившегося несколько дней назад, имел обыкновение принимать собеседников в штаб-квартире движения Садра в Неджефе, всего в нескольких метрах от мавзолея имама Алиса (Alis), главы рода шиитов. Арест Якуби в прошедшее воскресенье вызвал мощные протесты по всему Ираку, в результате чего были многочисленные жертвы
tagesschau: Как определяет Муктада аль-Садр свою роль и роль своего движения?
Шейх Мустафа Якуби: Отец Муктады, аятолла Садик аль-Садр, был до того, как его убили, неоспоримым лидером иракских шиитов. В 1991 году он в ходе 'белой революции' начал создавать сеть благотворительных организаций, целью которой было добиваться всеобъемлющей социальной справедливости. Иракцы теперь видят в его сыне Муктаде связующее звено с его отцом.
tagesschau: Несмотря на эту традицию, Муктада аль-Садр заставляет говорить о себе в связи с рядом новых инициатив. Что заставило его призвать несколько месяцев назад к созданию 'исламского правительства'?
Якуби: Эти идеи не новы, они базируются на учении его отца, второго мученика аль-Садра. Задолго до американской оккупации Ирака второй мученик аль-Садр выдвинул такой тезис: нет, нет Америке. И в соответствии с этим действует и его сын. Муктада никогда и никоим образом не покорится оккупации США.
tagesschau: Но что означает 'иракское правительство' конкретно: Муктада назначил министров, у него есть административный аппарат, своя собственная армия?
Якуби: Мы не объявляли о создании правительства в смысле конкретной политической системы. Мы, таким образом, реагировали на действия оккупантов. Американцы пришли в Ирак под лозунгами свободы и демократии и утверждали при этом, что хотят помочь иракцам в создании конституции, которую желает иметь народ.
А что теперь, когда они взяли страну под контроль? Теперь они заговорили по-другому! Они запрещают демонстрации и ограничивают право на проведение демонстраций. О некоторых собраниях необходимо сообщать за 24 часа до их проведения, организации обязаны перед этим сообщать о своих намерениях, о приблизительном количестве демонстрантов. И это демократия? Нашему движению не остается ничего иного, как действовать в духе идей, реализацию которых нам обещали американцы.
tagesschau: Какую роль должны были бы играть в будущем государстве теологи?
Якуби: Муктада аль-Садр сказал: при формировании правительства я сделаю все так, как того желает большинство иракцев. Теологи могли бы передавать решение каких-то задач, давать указания тем специалистам, которые занимались бы повседневной политической деятельностью. Разные ученые из самых различных областей знаний уже обращались к нашему руководителю Муктаде и обещали ему профессиональную помощь.
tagesschau: Что это означает: теологи 'дают указания'?
Якуби: В настоящий момент такие вопросы не имеют никакого практического значения. Нет также необходимости делать из теологов 'сторожей', все это носит пока теоретический характер. Ясно одно, что в министерствах должны работать специалисты, как во всем мире. У нас будет не чисто 'исламское' правительство.
tagesschau: Другие шиитские организации, такие, как SCIRI и партия 'Дава', сотрудничают в рамках Правящего совета с коалицией во главе с США. Движение Садра в принципе отвергает такое сотрудничество?
Якуби: Мы не против Правящего совета как такового. Мы лишь против того, как оно сотрудничает с оккупантами. Некоторые его члены приходили к Муктаде аль-Садру и просили о сотрудничестве с ним. Он им ответил, что готов при двух условиях. Первое: глава администрации США Бремер (Bremer) должен быть лишен права вето, второе, в Совет должны быть включены также представители других движений, которые там пока не представлены.
tagesschau: Как отреагирует движение Садра, если коалиция во главе со США не выведет свои войска в течение ближайших двух лет?
Якуби: Оставим это Богу. Время решит.
tagesschau: У движения Садра есть вооруженные силы?
Якуби: У нас есть милиция, 'армия Махди'. Но это мирная организация, у которой нет оружия.