Москва, 8 апреля 2004 года. Конфликт вокруг крупнейшей в России нефтяной компании перейдет в новую, более публичную фазу, когда на следующей неделе начнется суд над одним из крупнейших акционеров компании. Это судебное дело, скорее всего, снова поставит на повестку дня вопрос о безопасности частной собственности в молодой капиталистической системе России.
Вполне вероятно, что это судебное дело определит судьбу контрольного пакета акций ОАО ЮКОС, самой большой и наиболее динамичной нефтяной компании, подтвердив или рассеяв опасения, что, несмотря на либеральную экономическую риторику, президент Владимир Путин укрепляет контроль Кремля над главным локомотивом прогресса в российской экономике. Более сильное вмешательство государства в нефтяной сектор может привести к замедлению ныне высоких темпов роста добычи нефти в России.
На данный момент инвесторы подняли российский рынок ценных бумаг на рекордную высоту, будучи убеждены, что это судебное дело не нанесет большого сопутствующего ущерба ни ЮКОС'у, ни российской экономике. Однако местные руководители бизнеса, равно как и многие опытные аналитики рынка, предостерегают, что в ближайшие месяцы обстановка может осложниться. В прошлом году цены акций ЮКОС'а достигли рекордно высокого уровня за какие-то недели до того, как в октябре был отправлен за решетку ее бывший генеральный директор Михаил Ходорковский, а его контрольный пакет акций "заморожен", что инициировало резкую распродажу акций.
Дело ЮКОС'а способствовало охлаждению отношений между Кремлем и западными столицами, где в последние месяцы усиливаются сомнения относительно приверженности г-на Путина демократии и принципам свободного рынка. Кремль эту озабоченность игнорирует.
Некоторые банкиры заявляют, что дело ЮКОС'а уже неблагоприятно сказалось на инвестиционном климате, поскольку российские компании стали неохотно раскрывать внешним инвесторам имена своих владельцев и свои финансовые учеты из опасения привлечь внимание Кремля. Однако это влияние не проявилось в экономической статистике. Поддерживаемая высокими мировыми ценами на нефть, экономика России продолжает расти с темпом более 6% в год, а резервы иностранной валюты достигают почти рекордной отметки.
Но связанные с компанией ЮКОС судебные разбирательства, скорее всего, снова привлекут внимание к вялотекущим дискуссиям по поводу приватизаций 1990-х годов в России. По свидетельству российских официальных лиц, лидеров бизнеса и аналитиков, эти породившие малочисленный класс сверхбогатых магнатов сделки, которые большинство считает нечестными, коренным образом ослабили основы российской экономики.
"Это бомба замедленного действия. . . подложенная под экономическую и политическую систему", - сказал Андрей Илларионов, экономический советник Кремля, имея в виду конкретно аукционы по схеме "займы в обмен на акции", в ходе которых некоторые из крупнейших российских компаний по добыче природных ресурсов, в том числе ЮКОС, были распроданы по низким ценам инсайдерам с хорошими связями.
На четверг запланирована встреча высших руководителей российского бизнеса с премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым для обсуждения экономической политики. Ожидается, что бизнесмены призовут к мерам с целью защиты приватизационных сделок 1990-х годов от более широкого судебного преследования.
Г-н Ходорковский, богатейший человек России, сидит в московской тюрьме по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Платон Лебедев, его ближайший партнер, арест которого в июле прошлого года положил начало делу ЮКОС'а, тоже находится в тюрьме; 15 апреля должно начаться слушание его дела в суде по обвинениям, которые аналогичны предъявленным г-ну Ходорковскому. Обвинения в мошенничестве касаются двух приватизационных сделок 1990-х годов. Оба бизнесмена через адвокатов отрицают свою виновность.
Даже некоторые высокопоставленные официальные лица в правительстве в последние месяцы пришли к мнению, что уголовное преследование было главным образом попыткой притормозить быстрый рост политических амбиций г-на Ходорковского. Адвокаты говорят, что сложность обвинений и ограниченный опыт российских судов в делах о корпоративных правонарушениях означают, что данное судебное разбирательство, которое кое-кто рассматривает как генеральную репетицию суда над г-ном Ходорковским, может затянуться на многие месяцы. Знающие люди говорят, что господа Лебедев и Ходорковский могут быть приговорены к длительным срокам тюремного заключения, возможно, до 10 лет.
Для инвесторов критически важен вопрос, что станет с 44% акций ЮКОС'а, которые принадлежат господам Ходорковскому и Лебедеву, а также десятку других акционеров, большинство которых бежали из России, и которым сегодня грозит арест в связи с делом ЮКОС'а. Многие аналитики и лидеры бизнеса опасаются, что Кремль, в своем стремлении полностью сокрушить политические амбиции г-на Ходорковского, может взять себе эти акции.
"Я не вижу, как Ходорковский сможет получить назад свои акции ЮКОС'а, ибо это будет выглядеть как капитуляция Кремля", - сказал Роланд Нэш (Roland Nash), глава аналитического отдела московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал". Он заявил, что Кремль хочет сохранить угрозу ареста авуаров как оружие принуждения к повиновению лидеров бизнеса.
Аналитики сказали, что самым мрачным для инвесторов сценарием стала бы передача ЮКОС'а под управление правительственной компании, например, ОАО "Роснефть", которая печально известна своим плохим менеджментом. Это стало бы серьезным ударом для компании ЮКОС, учитывая что последняя была лидером корпоративной реструктуризации и, пожалуй, самой популярной среди иностранных инвесторов "голубой фишкой" на рынке ценных бумаг. Некоторые полагают, что менее разрушительным исходом стала бы продажа ЮКОС'а какой-нибудь крупной иностранной нефтяной компании, хотя это считается маловероятным.
Против ЮКОС'а подан также гражданский иск на сумму 3 млрд. долл. США за задержку уплаты налогов, связанный с уголовным обвинением в уклонении от уплаты налогов против господ Лебедева и Ходорковского. Официальные лица ЮКОС'а отвергают это обвинение, заявляя, что стратегия снижения налогового бремени, которую они использовали, вполне законна и широко распространена среди российских компаний.
На данный момент инвесторы, кажется, верят, что Кремль уже донес до лидеров бизнеса свое послание держаться подальше от политики, и тем самым уменьшился риск того, что другие компании, подобно ЮКОС'у, станут объектами преследования. Согласно этой точке зрения, хотя обусловленная приватизациями 1990-х годов нестабильность, скорее всего, сохранится, ее дестабилизирующее влияние будет постепенно ослабляться.
"Эра избирательных уголовных преследований закончилась", - сказал руководитель московского фонда "Тройка Диалог" Тим Маккарти (Tim McCarthy), который распоряжается 850 млн. долл. США.