Одно из самых популярных слов в России - 'халява'. Халява - это значит получить что-то бесплатно; ухватить лакомый кусок от жизни без особого напряжения. Или найти работу, не требующую ни много ума, ни времени, но зато хорошо оплачиваемую. Кроме того, халява означает хорошо жить за счет государства или общества.
Чтобы узнать, что такое халява, достаточно сесть в московский трамвай. Сразу бросается в глаза, что почти никто не лезет в карман, чтобы достать проездной билет на месяц, а тем более денег, чтобы купить билет. Все затаили дыхание и надеются, что контролер не появится. Но если он появляется и уличает 'зайца', то безбилетник не проваливается сквозь землю от стыда перед другими пассажирами. Наоборот, неодобрительно смотрят на тех, кто считает необходимым не только купить билеты себе, жене, ребенку и тете, но и сразу же прокомпостировать их, не дожидаясь, когда появится контролер.
Обманывать как гражданская обязанность
Чтобы наслаждаться бесплатным проездом на городском транспорте, один из моих знакомых обзавелся инвалидным удостоверением для слепых. Я об этом тогда ничего не знал. Однажды контролер, заметив, что никакой слепоты у него нет и в помине, потребовал уплатить штраф. В ответ на это мой знакомый закричал на весь автобус: 'Ты что, врач? Вот сейчас я вижу, а через 10 минут у меня будет снова перед глазами темно!' Я чуть не умер от стыда, но остальные пассажиры стали заступаться за 'слепого'. Контролеру пришлось ретироваться. А мой знакомый прокоментировал с удовлетворением: 'Отлично, мы их снова надули!'.
'Их' - это про государство и его представителей. Обманывать, обдуривать ИХ по всем правилам искусства мы, народ, считаем уже многие столетия самой благородной гражданской обязанностью. Потому что все, что приходит сверху, заведомо считается несправедливым и аморальным, даже если это счета за свет и газ. Из 145 миллионов россиян 38 миллионов живет в сельской местности. Почти все эти люди не платят за электричество и никогда не будут платить, уж в этом-то они солидарны.
Однако подвластная халяве территория не ограничивается только отношениями с государством. Многие московские театроманы предпочитает не покупать билеты в театральной кассе, а приобрести какую-нибудь подделку или хитростью заполучить бесплатный билетик. На бесконечных московских открытиях выставок, презентациях и других подобных тусовках постоянно снуют целые полчища халявщиков: с целлофановым пакетом в руке они прохаживаются у буфета и сметают в свой пакет, не скрываясь, будерброды с черной икрой и семгой. Когда недавно я обнаружил такого паразита на приеме в Доме артистов и спросил его, не стыдно ли ему, он оскорбленно закричал, что хочет покормить свою больную маму. При этом еще пригрозил, что разобъет бутылку шампанского о голову любого, кто посмеет ему встать на его пути.
Кстати, немцы тоже учатся ценить халяву, когда для нее представляется возможность. Когда у меня гостила моя подруга Корнелия, как-то в ночной Москве мы не могли поймать такси. Когда мимо нас проезжал троллейбус, ехавший после длинного рабочего дня в депо, я в шутку поднял руку. Троллейбус остановился и довез нас до дома, хотя ему пришлось два раза выходить и вручную переставлять токоприемные 'усы'. Корнелия была в восторге, она еще в детстве мечтала доехать на троллейбусе прямо до дома.