Год назад, когда США и Великобритания решили послать войска в Ирак без второй резолюции ООН, я писала, что их действия незаконны по международному законодательству, но потенциально оправданны в глазах мирового сообщества.
Я изложила три критерия для окончательного определения законности их действий: 1) действительно ли коалиционные войска найдут в Ираке оружие массового поражения; 2) будет ли население Ирака приветствовать ввод войск; 3) вернутся ли США и Британия к ООН, как только закончатся сражения.
Теперь, год спустя, я могу сделать вывод, что вторжение в Ирак было незаконным и неоправданным. Решение коалиции о применении силы без второй резолюции Совета Безопасности должно восприниматься не как прецедент для дальнейших действий, а как ошибка, которая должна привести нас обратно к принципу многосторонних отношений.
Операция в Ираке не отвечала ни одному из критериев, предложенных мной. Самое важное, что оружие массового поражения в стране так и не нашли. Лучшее, что мог сделать в этой ситуации президент Джордж Буш, - это заявить в обращении к Конгрессу, что американские инспекторы обнаружили 'десятки программ, связанных с оружием массового поражения'. Насколько бы опасен для мира ни был Саддам Хусейн, он представлял не такую уж неизбежную угрозу, чтобы оправдать упреждающий удар.
Кроме того, хотя многие иракцы и в самом деле были рады избавиться от Хусейна, примерно столько же восприняли введение коалиционных войск не как освобождение, а как оккупацию. События этой недели со всей ясностью показали, что сопротивление присутствию коалиции продолжает расти.
Более того, американская администрация 'возвращается к ООН' только теперь, когда ей пришлось признать свою неспособность добиться политического урегулирования без поддержки ООН, и возникла настоятельная необходимость найти других возможных виновников, если за время, оставшееся до президентских выборов, Ирак окажется ввергнутым в хаос.
Прежде всего, зачем нужно проводить различия между законностью и оправданностью? После интервенции НАТО в Косово представительная международная комиссия пришла к выводу, что это было незаконно, но оправданно. Иногда необходимо нарушать международное законодательство с тем, чтобы изменить его. В случае, когда закон не разрешает то, что одобряет международное сообщество, заявила комиссия, закон нужно обновить, 'чтобы уничтожить разрыв между законностью и оправданностью'. По ее заключению, устав ООН и международное законодательство нужно было изменить, чтобы разрешить вооруженное вторжение в целях гуманитарной защиты при четко определенных условиях.
Урок иракского вторжения иной. ООН настаивала на необходимости новых доказательств того, что в Ираке есть оружие массового поражения, просила дать инспекторам больше времени и хотела полностью задействовать международное сообщество для оказания дипломатического давления. И была права.
Нет сомнений, что населению Ирака без Хусейна живется лучше, по крайней мере, сейчас. Надежды на создание стабильного и более демократичного правительства все еще живы, хотя для достижения этих целей потребуются многолетние слаженные усилия мирового сообщества.
Однако цель не может оправдывать средства, когда речь идет о войне, точно так же, как мы не можем позволить полиции задерживать и обыскивать обычных граждан по фальшивым ордерам только потому, что в конце концов они могут обнаружить какие-то доказательства незаконной деятельности.
США предъявили миру фальшивый ордер. Устав ООН должен быть обновлен, чтобы упростить процедуру 'раннего одобрения принудительных мер' (что на языке ООН означает 'коллективный упреждающий удар), как сказал на Генеральной Ассамблее в сентябре прошлого года Кофи Аннан. С 1945 года угрозы миру изменились, и международное право должно быть адаптировано в соответствии с ними.
В частности, ООН должна быть готова признать комбинированную угрозу со стороны правительства, имеющего доступ к оружию массового поражения и не имеющего внутреннего ограничения своей власти, что проявляется в массовых нарушениях прав человека, полном контроле над СМИ и отсутствии какой бы то ни было политической оппозиции. Кроме того, Совет Безопасности должен быть готов последовательно и единодушно проводить в жизнь свои резолюции.
Самым важным уроком вторжения в Ирак стало понимание того, что гарантии, включенные в требование многостороннего разрешения на использование силы членами ООН, оправданы и необходимы. Если государство, которое хочет применить силу, не может предоставить достаточно веских доказательств угрозы безопасности, чтобы убедить большинство в Совете Безопасности и обойти вето (при условии, что вето не вызвано явно противоположными политическими интересами), мир должен подождать с отправкой войск и попытаться найти другой способ решения проблемы.
Энн-Мэри Слотер - декан факультета международных отношений Вудро Вильсона Принстонского университета.