Сенатор Эдвард Кеннеди (Edward Kennedy) бросил вызов Бушу (Bush), заявив, что Ирак станет его Вьетнамом и самого президента стоит считать не решением, а настоящей проблемой на пути выхода из кризиса, сложившегося в стране после ее оккупации. Аналогии между Ираком и Вьетнамом проводить еще слишком рано. И ситуация и время сегодня другие.
Военной кампанией во Вьетнаме руководило несколько американских президентов. Вьетнамская война продолжалась более десяти лет и унесла жизни пятидесяти тысяч американских солдат, призванных в армию в принудительном порядке. Иракская война стала решением одного президента. И воюют в Ираке профессиональные военные. Во время боевых действий погибло около шестисот солдат. Вьетнам являлся одним из ключевых моментов глобальной стратегии, направленной на борьбу с коммунизмом. В случае Ирака официальное объяснение оккупации страны оказалось ложным.
Возможная параллель между двумя войнами заключается в том, что вывод войск из Ирака не повлечет за собой установление дружественного Соединенным Штатам правящего режима. Вьетнам оказался в руках коммунистов. Ирак же может склониться к режиму правления шиитского большинства, который вряд ли будет демократическим. Начало вьетнамской войны имело определенное обоснование-причину, которую можно было разделять или же нет. Но в случае Ирака никакой причины не существовало, хотя сегодня в стране пытаются установить режим, который будет соблюдать права и свободы человека.
Впервые за последний год американские военные участвуют в боевых действиях; в нескольких городах страны они вынуждены противостоять национальному меньшинству из суннитского треугольника и шиитскому большинству, которое безумный молодой священник призывает к вооруженной борьбе против захватчиков.
Оккупационные войска больше не в состоянии обеспечивать безопасность в стране. Они лишь могут отражать нападения многочисленных иракских группировок. Руководствуясь различными мотивами, шииты и сунниты противостоят солдатам альянса и организуют мятежи, последствия которых непредсказуемы.
Стоит отметить, что вооруженных столкновений между различными группировками не происходит. Одного из наиболее уважаемых шиитских проповедников убили даже не представители суннитов. Шииты и сунниты объединились в своей борьбе против оккупационных сил и против временного правительства, опекаемого проконсулом Полом Бремером (Paul Bremer).
Вероятнее всего, происходящее в эти дни волнение будет урегулировано с помощью силы. Однако, маловероятно, чтобы иракцы - какой бы то ни было национальности или религии - согласились с присутствием в стране иностранных военных. Кроме того, вряд ли они согласятся и с политическим решением, которое будет продиктовано Вашингтоном.
Буша, который по-прежнему намерен 30 июня передать власть в руки иракцев, поджимают сроки. Двести тысяч американских солдат в Ираке и отсутствие каких-либо положительных изменений могут превратить последние месяцы избирательной кампании в непреодолимое препятствие на пути ко второму сроку президентского правления. Однако, если американцы покинут страну, так и не сумев навести в ней порядок, многие избиратели зададутся вопросом, стоило ли ввязываться в войну, оправдываемую ложными причинами и, кроме того, не закончившуюся созданием относительно демократического правительства.
Если ближайшее будущее Ирака зависит лишь от силы Соединенных Штатов, если ООН не использует свое влияние для решения конфликта, если международная коалиция разваливается, если сведения о потерях среди солдат ежедневно передаются по американскому телевидению, если какому-то фанатичному проповеднику удается задержать наступление военной машины Пентагона. . . если все вышеперечисленные факторы сохранятся и в ближайшие месяцы, не знаю, станет ли Ирак Вьетнамом Джорджа Буша. Однако, вероятнее всего, он станет его путевкой на вылет из Белого Дома.