Мнение эксперта: 'Образ врага в лице НАТО пополняет карманы российских военных'. Для военного эксперта Фельгенгауэра возмущение России - это игра. Министр обороны Иванов грозит стратегией превентивной войны
Западные политики в настоящее время стоят в очереди на прием к президенту России Владимиру Путину. Вчера с визитом в Москву прибыл генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Sheffer). В ходе своего первого визита в Россию у него появилась потребность в том, чтобы выступать с заявлениями. Россия рассматривает расширение НАТО до Прибалтики в качестве угрозы своей собственной безопасности.
Дума потребовала на прошлой неделе от Путина, чтобы тот в случае пренебрежительного отношения к российским интересам в области безопасности пересмотрел военную политику и договоры о разоружении и занялся укреплением ядерного потенциала. Путин дал ясно понять, что Россия не опасается расширения НАТО, но этот шаг не является адекватным с точки зрения нынешних угроз.
Между тем, министр обороны Сергей Иванов, выступая на страницах 'Herald Tribune', пригрозил переходом своей страны на принцип превентивных войн: 'Если новый принцип превентивного использования силы следует рассматривать в качестве легитимного, то у России не останется иного выбора, кроме как адаптироваться к нему'.
Что кроется за возмущением России? Во-первых, кремлевская тактика инсценировок. Путин с точки зрения антизападных тирад своего окружения эффективно представляет себя в средствах массовой информации в качестве единственного гаранта демократии, делает вывод в интервью газете 'Der Standard' московский военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
'В отношениях с НАТО вообще ничего не меняется, - поясняет Фельгенгауэр. - Это и не дружба, и не вражда, скорее политика партнерства, когда сотрудничают, если это выгодно, в иных случаях - нет'. Поэтому болезненную реакцию можно объяснять только материальными мотивами: 'Под маркой противодействия НАТО миллиарды долларов окажутся в карманах вполне конкретных личностей'. В прошлом году на закупку новых вооружений было выделено три с половиной миллиарда евро, причем практически ничего закуплено не было. Деньги, как предполагает Фельгенгауэр, исчезли, очевидно, проходя через военные исследовательские структуры, где идет разработка новых вооружений, направленных против НАТО и США.
Абсурдно, считает эксперт, заниматься разработкой вооружений против врага по имени НАТО, когда главным врагом России является какой-нибудь военный диктатор. Однако желания реструктурировать раздувшиеся военные структуры нет, вместо этого вносятся изменения в образ врага и в сценарии угроз. Вместо сокращения численности военных структур, насчитывающих 4,5 миллиона человек, деньги расходуются на другие цели. И здесь Фельгенгауэр видит принципиальный недостаток: отсутствует национальный внешнеполитический консенсус. 'Никто не может объяснить, что такое российские национальные интересы. Существуют интересы отдельных личностей и клик'.