8 апреля 2004 года (Reuters). Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила комиссии по расследованию событий 11 сентября 2001 года, что четыре президента США, в том числе и Джордж Буш-младший (George W. Bush), не смогли полностью отмобилизоваться против терроризма, но что не было такой "серебряной пули", которая могла бы предотвратить смертоносные нападения на Америку.
В четверг, в ходе очень напряженной дачи под присягой свидетельских показаний, которая передавалась в прямом эфире по национальному телевидения и приобрела огромную политическую важность, Райс сцепилась с демократами в этой двухпартийной комиссии, отвечая на вопрос, была или нет администрация Буша-младшего беспечной в летний период накануне террористических нападений, связанных с захватом пассажирских авиалайнеров.
"Террористы вступили в войну с нами, но мы тогда еще не воевали против них. Террористическая угроза росла на протяжении более 20 лет, а реакция на нее Америки при нескольких администрациях из обеих партий была недостаточной", - сказала Райс.
"Как это ни трагично, но при всех тех разговорах о войне, которые велись до 11 сентября, эта страна просто не была готова к войне. . . И не было такой 'серебряной пули', которая могла бы предотвратить нападения 11 сентября".
Член комиссии Ричард Бен-Венисте (Richard Ben-Veniste), демократ, был первым, кто насел на Райс, сфокусировавшись на брифинге для Буша-младшего 6 августа 2001 года, на котором президенту был представлен документ, озаглавленный "Bin Laden Determined to Attack Inside the United States" (Бен Ладен решил осуществить нападения в Соединенных Штатах).
Под аплодисменты аудитории, в которой присутствовали некоторые члены семей жертв нападений 11 сентября, Бен-Венисте потребовал рассекретить этот доклад.
Член комиссии Боб Керри (Bob Kerrey), бывший сенатор-демократ, озвучил некоторые положения все еще засекреченного меморандума.
"Вот что было написано для президента в меморандуме от 6 августа - что Федеральное бюро расследований (ФБР) отмечает некую подозрительную активность, которая, я бы сказал, согласуется с подготовкой к захвату самолетов", - сообщил Керри.
После трехчасовых слушаний Буш-младший из пикапа на своем техасском ранчо позвонил Райс, которая вскоре должна была вернуться в комиссию для частной беседы, чтобы поздравить ее. Однако некоторые члены семей жертв нападений выразили свое негодование.
"Никто не хочет взять на себя ответственность. Погибли 3 тысячи человек, а они хотят обсуждать только структурные проблемы. Им следовало бы устыдиться", - сказал Боб Макилвейн (Bob McIlvaine), сын которого погиб при разрушении Башен-Близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Райс выступила со своими показаниями в разгар острой президентской избирательной кампании, к тому же в ту неделю, когда в Ираке повсеместно ведутся тяжелые бои.
Буш-младший выступал против создания комиссии и пытался препятствовать публичному заслушиванию показаний Райс, пока давление общественности и политиков не стало слишком сильным.
Райс ответила на обвинительные свидетельские показания бывшего главы контртеррористической службы Белого дома Ричарда Кларка (Richard Clarke), который заявил комиссии, что Буш-младший перед нападениями игнорировал предостережения относительно "Аль-Каиды", а впоследствии ошибочно сфокусировался на Ираке.
Она решительно опровергла утверждения Кларка, что Буш-младший требовал от него найти иракский след в нападениях 11 сентября, которые погубили почти 3 тысячи человек в Нью-Йорке и в окрестностях Вашингтона. "Я совершенно уверена, что президент никогда ни на кого не оказывал давления с тем, чтобы исказить факты", - сказала она.
Комиссия из 10 членов, кажется, разошлась во мнениях по партийной принадлежности, при этом пять демократов резко критиковали Райс. Вопросы республиканцев были сформулированы с расчетом на то, чтобы переложить часть вины за нападения на предыдущую администрацию Клинтона (Clinton).
Член комиссии Джейми Горелик (Jamie Gorelick), еще одна демократка, назвала реакцию ФБР на угрозу в предшествовавшие нападениям недели "беспомощной".
"Да, генерального прокурора об этом проинформировали, но не было никаких свидетельств, что он что-либо предпринял в этой связи, - сказала она. - Вы сами-то видели те сообщения, которые разослало ФБР? Мне они кажутся беспомощными, а остальные могут составить собственное мнение. В них никому ничего не говорится. Они никого не призывают занять места по боевому расписанию".
Райс заявила, что администрация Буша-младшего, придя к власти в январе 2001 года, полностью осознавала, что "Аль-Каида" представляет серьезную угрозу. Она сказала, что шеф Центрального разведывательного управления Джордж Тенет (George Tenet) регулярно информировал Буша-младшего, который сразу же начал разрабатывать стратегию борьбы с этой террористической организацией.
"Президент Буш-младший осознавал угрозу и понимал ее важность. Он нам сообщил, что не хочет отвечать на каждый выпад "Аль-Каиды". Он мне сказал, что ему 'надоело прихлопывать мух'", - заявила Райс.
Это вызвало резкую реакцию со стороны Керри. "Можете Вы привести хотя бы один пример, когда бы Буш-младший прихлопнул хоть одну муху, когда речь шла об 'Аль-Каиде' перед 11 сентября?" - спросил он.
Райс: "Я думаю, у него было ощущение, что агентство (очевидно, имелось в виду ЦРУ - прим. пер.) занимается отдельными террористами то тут, то там, и именно это он имел в виду, когда говорил о прихлопывании мух".
Райс сказала, что на протяжении периода времени, который стал известен как "лето угрозы", правительство "перешло к активным действиям в условиях повышенной боеготовности". Но, по ее словам, угрозы не были конкретизированы, причем большинство признаков указывало на то, что нападения будут происходить на заморских территориях, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке.