Официальные данные о федеральном бюджете проливают свет на использование качественно новых 'политтехнологий' в России при президенте Владимире Путине: 'ударного' финансирования чувствительных в социально-политическом отношении статей бюджета в предвыборный период.
В середине 1990х гг., когда задержки с выплатой пенсий и зарплат пробрели практически повсеместный характер, излюбленным методом властей была ликвидация задолженности за несколько дней до выборов. Однако подобные меры, осуществляемые на региональном уровне, в масштабе всей федерации проходили почти незамеченными. А когда ситуация в экономике нормализовалась, использовать подобные методы было уже невозможно.
Но за 17 дней до декабрьских выборов в Государственную Думу министерство финансов вдруг начало оплачивать расходы 'с опережением графика', выделяя в конце ноября средства, которые, в соответствии с бюджетным планом, должны были выделяться только в декабре. Наиболее вероятное объяснение столь беспрецедентных действий заключается в том, что выборы должны были состояться 7 декабря, и средства, выделенные из бюджета даже в первый день месяца, могли попасть в карманы избирателей слишком поздно, чтобы повлиять на характер голосования.
Расходы на образование за ноябрь превысили плановые цифры на 6,5 %, на экологию - на 7%, на транспорт и связь - на 10%, на здравоохранение - на 13%, на государственный аппарат - на 15%, на правоохранительную деятельность и безопасность - на 16%, на 'мобилизационную подготовку' - на 35%, на культуру и искусство - на 36%, на уничтожение вооружений - на 40%, на СМИ - в полтора с лишним раза, на науку - на 57%, на космос - на 85%.
Общая сумма бюджетных средств, выделенных по этим статьям 'с опережением', превысила 10 миллиардов рублей - из них 4 миллиарда достались правоохранительным структурам и ФСБ.
В то же время общая политика сдерживания инфляции путем 'замораживания' денег на бюджетных счетах продолжалась, в том числе и за счет неполного выделения средств, запланированных в бюджете. В целом, не смотря на форсированные выплаты по наиболее 'чувствительным' статьям, бюджетные средства, как обычно, были выделены не полностью - остаток составил около 24 миллиардов рублей. Таким образом, учитывая 'опережающее' выделение средств по 'чувствительным' статьям, 'политически нейтральные' статьи бюджета в ноябре были недофинансированы примерно на 34 миллиарда рублей.
Однако перед более важными выборами - президентскими - власти на время забыли о борьбе с инфляцией.
В феврале 2004 г. расходы федерального бюджета увеличились по сравнению с январем месяцем более чем на две трети, со 163 до 273 миллиардов рублей, хотя его доходы остались практически без изменений. Единственной причиной этого 'взрывного' роста было стремление поднять настроение и наполнить карманы бюджетников накануне президентских выборов.
Это за Бориса Ельцина в 1996 г., люди 'голосовали сердцем'; за Владимира Путина, благодаря Минфину, они голосовали еще и кошельком.
В результате, если в январе бюджет имел профицит в размере 55 миллиардов рублей, то в январе в нем образовался дефицит на аналогичную сумму. 'Ударное' выделение средств производилось за счет их предварительного накопления на бюджетных счетах: в январе их сумма увеличилась на 55 миллиардов рублей, достигнув цифры в 300 с лишним миллиардов, а в феврале - сократилась на 75 миллиардов рублей.
Не менее красноречивы и изменения на балансовых счетах получателей бюджетных средств. В России получить средства из бюджета - еще полдела: министерство финансов должно к тому же санкционировать их расходование. Помимо желания бюрократов показать 'кто в доме хозяин', скупость Министерства финансов объясняется и стремлением сдерживать инфляцию за счет 'замораживания' средств, в том числе и тех, что уже находятся на счетах получателей. Поэтому в течение года суммы на счетах получателей имеют тенденцию к росту.
В январе 2004 г. средства на балансах увеличились на 48 миллиардов рублей. Можно было ожидать, что в феврале, при резком возрастании расходов, на счетах получателей бюджетных средств по чисто техническим причинам должен был возникнуть 'затор'. Однако в действительности там 'застряла' лишь незначительная сумма - менее 2 миллиардов рублей. Это свидетельствует о стремлении Минфина обеспечить накануне выборов, в отличие от обычной практики, своевременный доступ получателей к бюджетным средствам.
Вероятно для того, чтобы скрыть все эти трюки, Министерство финансов прекратило публикацию ежемесячных данных о постатейных бюджетных выплатах, ограничиваясь лишь квартальными отчетами. Но даже они не оставляют сомнений в том, что именно происходит.
Общие расходы федерального бюджета за январь-февраль 2004 г. составили 65% суммы, запланированной на квартал, а статьи, по которым средства выделялись с опережением, имели очевидное значение с точки зрения выборов.
Выделение средств на государственный аппарат составило 75% суммы, запланированной на квартал, тогда как за аналогичный период в прошлом году этот показатель равнялся 60%. В феврале финансирование выросло в 1,6 раза по сравнению с январем 2004 г.
Приоритетом пользовались 'силовые ведомства'. Их финансирование составило 77% квартального плана, по сравнению с 61% в январе-феврале 2003 г. Более того, в феврале 2004 г. расходы по этим статьям увеличились в 1,8 раза по сравнению с январем (а расходы на оборону - вдвое).
Средства на помощь регионам в январе-феврале были выделены в размере 75% от квартального плана (за тот же период в 2003 г. эта цифра составила 64%); февральские расходы превысили январские на 55%.
Накануне выборов даже промышленность, которая обычно остается без внимания, получила дополнительные средства.
Таким образом, можно прийти к выводу, что накануне президентских выборов - в отличие от парламентских - приоритетное внимание уделялось бюрократии, силовикам, региональным и промышленным элитам.
Сужение приоритетов и сам их характер свидетельствуют о снижении уровня демократичности на президентских выборах в марте даже по сравнению с трагическими выборами в парламент в декабре прошлого года.
Михаил Делягин - председатель президиума Института по изучению проблем глобализации