Возглавляемая Соединенными Штатами международная коалиция не распалась под ударами шиитского восстания в Ираке. Но выглядит она все менее и менее прочной.
В последние дни лидеры многих стран, от Японии до Польши, подтвердили свое стремление поддерживать курс, проводимый США в Ираке. Однако повстанцы, шииты и сунниты, теперь нападают на войска союзников, и даже на гражданский персонал и журналистов. И многие из проамериканских лидеров входящих в коалицию государств стали терять либо свои позиции у себя на родине, либо стремление продолжать держать свои войска в раздираемой войной стране.
Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) по прежнему стремится подражать своему политическому герою Уинстону Черчиллю (Winston Churchill). Он намерен оставить в Ираке японские войска и продолжает быть союзником США. Однако общественная поддержка, которая всегда была невысокой, стала ослабевать еще больше, когда нация была поражена переданными по телевидению трагическими кадрами, показывавшими двух японцев - работников благотворительных организаций и фотожурналиста во власти истеричной толпы.
Правительство Южной Кореи также подтвердило, что оно полностью поддерживает Соединенные Штаты. Министр иностранных дел Южной Кореи сказал в среду, что отношение страны к отправке войск в Ирак не изменилось. Однако политическое будущее Кореи очень расплывчато. Неизвестно, как долго исполняющий обязанности президента Го Кан (Goh Kun) продержится у власти, и кто придет ему на смену. Кроме того, Южная Корея очень чувствительно относится к жертвам в Ираке. В четверг корейские власти приказали своим войскам не покидать расположение подразделения.
Украина, вероятно, оставит свои войска в Ираке, однако украинские военнослужащие, судя по всему, получили приказ избегать боев, которые могут стать причиной большого количества жертв. В начале этой недели украинские солдаты вышли из города Аль-Кут. Кроме того, все украинские военнослужащие - 1600 человек - вооружены легким оружием, предназначенным для миротворческих операций.
Некоторые представители украинской оппозиции уже призвали к выводу войск. А спикер украинского парламента сказал, этот вопрос может быть поставлен на голосование в ближайшем будущем.
Президент Леонид Кучма ценит дипломатическую поддержку США как гарантию независимости от растущего влияния России. Однако если общественное мнение резко выступит против продолжения участия в миссии, или президент России Владимир Путин в какой-либо момент поиграет мускулами, то Украина может быстро изменить свою позицию.
Премьер-министр Польши Лешек Миллер (Leszek Miller) подтвердил, что он по-прежнему поддерживает президента Буша (Bush), и что 2400 польских военнослужащих останутся в Ираке. Однако Миллер в мае этого года должен уйти со своего поста, и пока не ясно, кто придет ему на смену. В Польше очень сильны антивоенные настроения, особенно среди молодого поколения, которое не испытывает чувства долга перед Соединенными Штатами за их длительную борьбу против советского господства. Кроме того, ситуация в Польше очень быстро может стать нестабильной. Правительство очень непопулярно из-за растущей безработицы и снижения социальных расходов, и может быть смещено.
Венгрия, по крайней мере, на данный момент, остается на стороне Соединенных Штатов. Премьер-министр Петер Меддьеши (Peter Medgyessy) сказал в четверг, что он оставит войска в Ираке и пообещал не отступать перед боевиками. Однако католические, прозападно ориентированные Польша и Венгрия имеют исторически близкие отношения, поэтому вывод польских войск из Ирака сразу же отразится на позиции Венгрии.
Испания представляет собой наибольшую проблему. Общественное мнение еще год назад было настроено решительно против войны в Ираке. Правительство Аснара (Jose Maria Aznar) проиграло выборы именно из-за того, что пыталось скрыть связь "Аль-Каиды" с мадридскими взрывами. Новый премьер-министр Луис Сапатеро (Luis Zapatero) уже заявил, что он выведет испанские войска из Ирака, если ответственность за ситуацию в стране не перейдет к Организации Объединенных Наций, против чего непреклонно выступает администрация Буша.
Если Сапатеро все-таки решит вывести войска из Ирака, то его примеру могут сразу же последовать Никарагуа и Сальвадор. Общественное мнение Сальвадора разъярено убийством сальвадорского солдата толпой иракцев, которые вставили ему в рот гранату, а затем взорвали ее.
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) всегда был одним из ближайших европейских союзников США в Ираке. Он им и остается. Однако его позиции тоже могут пошатнуться. Бывший премьер-министр Романо Проди (Romano Prodi), возглавляющий сейчас Европейскую Комиссию, настроен к намеченным на следующий год выборам вернуться в итальянскую политику в качестве лидера объединенного левоцентристского блока.
В четверг рухнули надежды Белого дома на то, что новый премьер-министр Канады Пол Мартин (Paul Martin) поддержит войну в Ираке в отличие от критично настроенного бывшего премьера Жана Кретьена (Jean Chretien). Мартин заявил, что канадская армия слишком мала и у нее сейчас слишком много задач, чтобы участвовать еще и в иракской миссии. Канада уже предоставила значительный контингент для выполнения миротворческой миссии в Афганистане.
Максимум, на что Вашингтон может рассчитывать - это на сохранение нынешнего уровня международного участия в Ираке. Пока Соединенные Штаты не передадут всю полноту контроля над Ираком Организации Объединенных Наций, большинство из участников коалиции скорее всего не будут увеличивать количество отправленных туда войск.
И это является лучшим сценарием. Коалиция по-прежнему состоит из большого количества государств, в нее входит почти 40 стран. Однако все вместе они направили в Ирак всего 24 000 военнослужащих, большинство из которых легко оснащены и обучены для ведения миротворческих операций. Восстание, ширящееся сейчас в Ираке, возлагает на коалицию такую ношу, для которой она никогда не предназначалась.