После состоявшегося в четверг почти трехчасового "спарринга" между советником по национальной безопасности Кондолизой Райс (Condoleezza Rice) и членами комиссии по расследованию событий 11 сентября 2001 года, остался неосвещенным один любопытный вопрос. Райс так и не объяснила, были ли исправлены те "многие недочеты", которые имелись у разведывательных служб Соединенных Штатов? Остался незаданным следующий вопрос: повысилась ли сейчас безопасность Америки? Отчасти это произошло из-за того, что задача комиссии заключалась в том, чтобы выяснить, что привело к террористическим атакам. Однако вопрос из-за этого не снимается.
Райс, заявляя, что перед событиями 11 сентября 2001 года она занималась более глобальными вопросами, старалась избежать вопросов о служебной записке, направленной ей занимавшим в то время пост советника Белого дома по борьбе с терроризмом Ричардом Кларком (Richard Clarke). В этой записке он призывал Белый дом потребовать, чтобы различные агентства и ведомства США сотрудничали между собой в деле предотвращения террористических угроз. Райс попыталась представить записку Кларка как попытку "подтолкнуть меня" к борьбе с бюрократической инертностью. Однако на самом деле записка имела более важное значение. Кларк предупреждал, что Соединенные Штаты опасно открыты для атаки. Член комиссии Джеми Горелик (Jamie Gorelick) с горечью сказала, что даже если бы Райс получала от Кларка записки о грубых просчетах ФБР и ЦРУ, все равно в ее собственных письменных отчетах о терроризме ничего не говорилось об огромных домашних территориях, которые требуют к себе самого пристального внимания".
По словам Райс, создание министерства внутренней безопасности должно устранить недочеты и решить проблему недостаточного межведомственного взаимодействия, которые имели место до событий 11 сентября. Теоретически это так. Однако у министерства недостаточно власти для координации разведывательной деятельности. Ему приходилось бороться даже за то, чтобы был создан единый список террористов, за которыми должно вестись наблюдение - сейчас эта деятельность передана ФБР.
Также Райс не смогла назвать хоть одного чиновника, наказанного за просчеты в разведывательной деятельности. Сейчас, когда США погрязли в борьбе на два фронта против иракских суннитов и шиитов, провал разведки перед атаками 11 сентября больше похож на давнюю системную проблему. Разведслужбы, которые не могли точно выяснить, имеется ли у Ирака оружие массового поражения, и которые не могли предсказать, что в Ираке после войны начнется хаос, теперь борются с иностранным и национальным сопротивлением, а так же с террором. Сенатор Боб Грэм (Bob Graham) с сожалением отметил, что "нынешняя администрация не предприняла никаких действий, направленных на реформирование разведывательного сообщества.
Райс умело парировала вопросы комиссии, однако она и другие официальные лица все же несут ответственность за плохую разведку в Ираке, из-за которой теперь там страдают солдаты, и в Афганистане, где движение "Талибан" снова поднимает голову. Сколько бы Райс не говорила, что до 11 сентября 2001 года президент Буш был осведомлен о террористических угрозах, гораздо большее беспокойство вызывает вопрос, почему он сейчас не предпринимает мер к исправлению недостатков, которые привели к катастрофе.