Всемирный банк провел впервые детальный анализ и пришел к выводу: 23 крупнейших предпринимателя контролируют самую выгодную треть экономики, тогда как другие сектора страдают от нехватки консолидации и от сильного вмешательства государства. Олигархи инвестируют большие деньги, и они важны для страны, но влияние их должны держать в рамках эффективно работающие антимонопольные органы
Предметом пересудов стали набравшие за несколько лет силу крупные предприниматели, известные под общим именем 'олигархов'. Политики национал-шовинистического толка обвиняют их под все более громкие аплодисменты электората в срыве приватизации и в том, что они ради своего богатства обманули народ. Олигархи, как кажется, за исключением самого богатого нефтяного магната России Михаила Ходорковского, только что призвавшего из тюремной камеры своих коллег в странной статье о несостоявшемся либерализме в России к нравственному совершенствованию, потеряли лицо и внутреннее равновесие. Никто не желает идти на риск, вызывая на себя гнев необдуманными высказываниями, а в это время Кремль, по всем признакам, занят тем, что по-новому устанавливает отношения между экономикой и государством. Всемирный банк в этой обстановке представил исследование под заголовком 'Economic Memorandum for the Russian Federation', которое впервые дает детальное представление о роли олигархов России.
Луч света в темноте имущественных отношений
Характерной чертой России является то, что большинство предпринимателей пытается защититься от вмешательства в свои дела со стороны государства и от зависти населения, создав целую систему оффшорных фирм, номинальными собственниками которых они же и являются. Летом прошлого года Всемирный банк подготовил на основе опроса аналитиков и специалистов при условии не называть их имена масштабное исследование, собрав, очевидно, исключительный фактический материал о реальном влиянии олигархов, контролирующих 1 300 крупных фирм, на которые приходится 57% промышленной продукции. Согласно информации, в России есть 23 поименно названных олигарха и олигархических групп, контролирующих, по меньшей мере, 0,25% учтенного оборота (erfasste Umsaetze), или 0,5% (dokumentierte Gesamtbeschaeftigung) общего числа занятых. По оценкам Всемирного банка, эти олигархи держат под своим контролем 35% всего производства российской экономики, в их структурах работает почти пятая часть всего самодеятельного населения. 10 самых мощных групп контролируют 69% всех компаний, акции которых котируются на рынке ценных бумаг. Таким образом, Россия оказывается во главе группы стран, в которой до сих пор лидировала Индонезия, имея 58%, Сингапур - 25%. В Японии и США этот показатель составляет всего от 2 до 3 процентов.
Двойственность экономики, создающее препоны государство
В России, как и раньше, очень сильные позиции занимает государство. Общество или его представители контролируют четвертую часть экономики, в то же время иностранцы - только 5%. Кстати, роль различных групп собственников в России в разных секторах экономики неодинакова. Олигархи контролируют в своем большинстве выгодные, ориентированные на экспорт 'стратегические' сектора, где им удалось приватизировать на выгодных условиях созданные еще в советское время в большинстве своем громадные предприятия. Получив в результате хозяйственной деятельности финансовые средства, они начали постепенную экспансию в других секторах экономики. Зарубежные компании доминируют в отдельных отраслях, ориентированных на потребителя. В таких, как кондитерская промышленность, производство пива, табачных изделий и безалкогольных напитков. Там, где не требуются большие капиталы, и большую роль играют популярность марки продукта, маркетинг. Государство доминирует в газовом секторе и в сфере производства электроэнергии. В целом в России налицо двоякая экономика, когда отдельные, немногие компании доминируют в выгодных сырьевых секторах, а в другой части экономики представлено слишком много слабых фирм. Не хватает новых средних предприятий, создающих рабочие места, ликвидируемые в результате модернизации в самых продуктивных секторах экономики. Вместо этого слабо развитые регионы открывают все больше рабочих мест для неквалифицированных рабочих в общественном секторе, которые финансируются из центра. Это препятствует недешевой внутренней миграции и быстрой адаптации к ситуации структуры населения, сложившейся в советские времена и нецелесообразной с экономической точки зрения.
Преобразователи превращающиеся в проблему
Для более четкого понимания роли олигархов в экономике России необходимо исследовать, как развивались частные предприятия на протяжении длительного периода времени. Сделать это реально в исследовании Всемирного банка невозможно, поскольку оно касается конкретного временного среза. И все же исследование показывает, что олигархи владеют сегодня относительно современными компаниями. В последние годы российские 'хищники-короли' проявили себя в качестве движущей силы структурной перестройки, превратив находившиеся в состоянии упадка советские предприятия- гиганты в современные, прибыльные концерны, имеющие доступ к международным финансовым рынкам. Их компании инвестируют в среднем на 30% больше, чем более мелкие частные предприятия и государственные предприятия и работают они эффективнее, чем последние.
Однако исследование Всемирного банка дает и неожиданный результат: олигархи, несмотря на весь свой экономический потенциал, владеют фирмами, не связанными с сырьевым сектором, которые, работают, скорее, хуже, чем предприятия экономических капитанов меньшего ранга. Возможное объяснение этому может состоять, во-первых, в том, что олигархи приобретают не лучшие предприятия, поскольку видят в них большой потенциал для роста в будущем. Во-вторых, они уделяют предприятиям недостаточное внимание, чтобы пока сосредоточивать его на более выгодных фирмах. В-третьих, олигархи, возможно, приобретают предприятия лишь для того, чтобы быть по возможности широко представленными в разных отраслях и, таким образом, снять с себя обвинения в монополизме. Как было заявлено на пресс-конференции, проведенной Всемирным банком в Москве, многое говорит в пользу того, что самые могущественные экономические короли России, если говорить о третьей причине, могут превратиться в проблему. Экономисты Всемирного банка установили, что местные органы власти, в частности, отдают предпочтение олигархам реже, чем местным ведущим предпринимателям и иностранным инвесторам, и злоупотребляют чрезвычайными постановлениями, чтобы целенаправленно создавать барьеры для выхода на рынок. Поэтому Кристоф Рюль (Christof Ruehl), главный экономист представительства Всемирного банка в Москве, считает, что Россия сегодня находится в такой же ситуации, что и Америка в конце 19-го столетия. Тот факт, что олигархи России добились богатства и успеха, само по себе нельзя расценивать негативно. Намечающаяся попытка государства поставить под вопрос права собственности и вызвать перераспределением всеобщую неуверенность, было бы самым плохим с экономической точки зрения ответом на это. Что нужно сегодня России, так это нормальное законодательство о конкуренции и дееспособное антимонопольное ведомство. Это должно поставить крупных предпринимателей в рамки и создать условия, чтобы проявить себя в качестве двигателя экономики мог бы в будущем также и средний предпринимательский слой.