В этот раз все по-другому. Во всяком случае, так говорят менеджеры открытых инвестиционных фондов, вкладывающих деньги в Россию.
За недавним ростом на российском фондовом рынке не последует спад, по крайней мере, пока цены на нефть остаются высокими, а экономика стабильной, добавляют они.
'Я не думаю, что это мыльный пузырь, - говорит Джон Коннор (John Connor), представитель фонда Third Millennium Russia, входящего в World Funds. Прибыль фонда в первом квартале составила 31,6%. - У нас впереди еще несколько лет'.
В 1998 году Россия потрясла финансовый мир, объявив дефолт и произведя девальвацию рубля. Хеджевые и открытые фонды, вкладывавшие деньги в развивающиеся рынки понесли серьезные убытки. Например, потери компании Long-Term Capital Management оказались настолько велики, что угрожали подорвать стабильность американской финансовой системы.
Однако российский рынок постепенно восстановил утраченные позиции, а в этом году даже поставил новый рекорд. Главный биржевой индекс России, РТС, поднялся с 40 пунктов после кризиса 1998 до 752,66 пункта к 31 марта текущего года. Только за три первых месяца 2004 г. индекс вырос на 32,7%.
У этого роста есть весьма прочный фундамент. Последние четыре года в российской экономике наблюдается устойчивый рост, а такие товары, как сотовые телефоны, становятся все более популярными. Инфляция находится под контролем, а бюджет, утвержденный правительством Президента Путина, переизбранного 14 марта на второй срок, составлен с профицитом. Недавно валютные резервы Центробанка достигли 80 млрд. долларов.
И все же главным двигателем роста на российской бирже остаются высокие цены на нефть, которые принесли небывалые прибыли нефтяным компаниям, господствующим на РТС.
Рост на бирже обусловлен тремя факторами: ценами на энергоносители, увеличением количества пользователей мобильной связи и переизбранием Путина, считает Серен Ритофт (Soeren Rytoft), ведущий стратег компании Metzler/Payden Investment Advisors.
По мнению Ритофта и Маркуса Брюка (Markus Brueck), главного менеджера по инвестициям фонда Metzler/Payden European Emerging Markets, российский рынок по-прежнему дешевле других развивающихся рынков. Доходность российских ценных бумаг выросла в 8-9 раз, тогда как исторический средний коэффициент роста доходности акций развивающихся рынков равен 6,5. В Европе исторический коэффициент роста доходности составляет 15-20, а для фондового индекса 500 Standard and Poor's - 17-19, указывает Ритофт.
Он предсказывает, что в 2004 году рост ВВП составит 5-6%, а в 2005 - 4,5%, в отличие от 7,2% в 2003 г. 'Западные компании очень хотят этого роста, и инвесторы готовы заплатить за это высокую цену, - говорит Ритофт. - Мы уже несколько раз сталкивались с мыльными пузырями на российском рынке, но, на мой взгляд, в этот раз все иначе, благодаря высоким ценам на нефть. Если эта тенденция сохранится, показатели России будут еще лучше'.
Фонд Ритофта вкладывает деньги в такие компании, как Лукойл и оператор мобильной связи Вымпелком. Прибыль фонда составила 21,2% в первом квартале 2004 года и 84% за последние двенадцать месяцев.
А вот аналитик компании Morningstar Inc. Билл Рокко (Bill Rocco)считает, что необычайно высокие показатели российских фондов могут быть причиной для беспокойства. 'В последние годы развивающиеся рынки в целом превосходили развитые по результатам, - говорит он. - Но это невероятно рискованные вложения. Вы можете потерять огромные суммы в мгновение ока. Большинству инвесторов не рекомендуется приобретать российские ценные бумаги, по крайней мере, сейчас. Сам факт, что российский рынок так вырос, означает, что риск в настоящее время довольно велик'.
Представитель World Funds г-н Коннор считает, что в российском секторе инвестиций по-прежнему присутствуют некоторые старые риски. 'Россия обладает определенной уязвимостью, - говорит он. - Банковская система только формируется, а это означает, что коммерческие банки пока малокровны'. Однако, добавляет он, фондовый рынок страны остается надежным.
Крупнейшие вложения Коннора в России - Лукойл, производитель природного газа Газпром, металлургическая компания Северсталь, которая недавно приобрела детройтскую Rouge Steel, и металлургический гигант Норильский Никель. Вложения в разные компании не превышают 2-3% фонда, который считается одним из лучших игроков на европейских фондовых рынках.
Коннор и другие менеджеры полагают, что российской экономике больше не мешает зыбкий и растущий долг. Напротив, экономический рост реален и сопровождается положительным балансом правительства, указывают они.
Цена российской сырой нефти марки Юралс побила очередной рекорд и теперь стоит около 30 долларов за баррель. Однако невозможно предсказать, что произойдет, если цены на нефть и другое сырье, от которых зависит благополучие российской экономики, начнут падать, добавляют представители некоторых фондов.
Еще один риск заключается в том, что не все российские компании используют стандарты эффективного корпоративного управления, хотя инвесторы регулярно указывают на Вымпелком, акции которого представлены на нью-йоркской фондовой бирже, как на пример добросовестной компании, соблюдающей интересы акционеров.
Менеджер фонда U.S. Global Investors Easter Europe Джулиан Мэйо (Julian Mayo) управляет инвестициями из своего офиса в Лондоне. Он говорит, что начал сокращать вложения в нефтяные компании. 'Акции российских нефтяных компаний не так дешевы, как другие, - поясняет он. - Сейчас прибыль стимулируется ценами на нефть, но эти бумаги уже не так привлекательны, как акции мобильных операторов и других фирм'.
Крупнейшие вложения его фонда в России - это Норильский Никель, Газпром, государственный Сбербанк и Вымпелком. 'По нашему мнению, Россия - это не мыльный пузырь, - говорит Мэйо. - Пузырь - это когда цены раздуты. В России этого сейчас нет'.