Номер за 19 апреля 2004 года. Не секрет, что российская экономика находится в руках кучки олигархов, но до сего времени подробности были туманными. Никто не знал всех имен в этой олигархии, чем конкретно владеет каждый из них, а также в скольких секторах промышленности они господствуют и в какой мере. Возглавляют олигархи модернизацию России, как они утверждают, или мешают прогрессу? Ответы на вышеназванные вопросы скрывались за частоколом "крышевых" компаний и все еще непрозрачной российской отчетности. "Это абсурдная ситуация, - говорит главный экономист Всемирного банка по России Кристоф Рюль (Christof Ruehl). - Россия - одна из самых больших в мире стран, а никому не ведомо, насколько сильно сконцентрирована ее экономика".
Всемирный банк выделил десятки исследователей, чтобы те пробились через мрак и впервые четко показали, кто именно контролирует Россию. На прошлой неделе он опубликовал поразительные результаты их труда: 23 крупнейших олигарха контролируют 35% продаж промышленных товаров, что достаточно много по европейским стандартам, но на 50% меньше, чем утверждали прежние оценки. Олигархи, в самом деле, удерживают господствующие высоты российской экономики - включая нефть, природный газ, металлы, автомобили и банки - но мало что еще. Им принадлежит всего 2% быстрорастущего сектора услуг. Однако при этом они, возможно, представляют куда более значимую угрозу, чем думали даже некоторые пессимисты.
Всемирный банк вторит выводам тех, кто заявляет, что недавний экономический бум в России является рискованным "восстановлением без увеличения числа рабочих мест" (jobless recovery), когда ежегодный рост обеспечивается благодаря высоким ценам на нефть, продуктивность базируется на вводе в эксплуатацию простаивающих предприятий, а разжиревший общественный сектор становится еще жирнее. Эти люди доказывают, что для того, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост и диверсифицироваться от нефти, России необходимо создать более эффективный частный сектор, который сегодня тормозится олигархами.
Кое в чем из вышесказанного повинна советская система централизованного планирования, которая строила типовые промышленные предприятия и города по всей России, создавая уникальную экономическую структуру, которая не имеет смысла. Большинство промышленных предприятий просто слишком велики (число работающих порядка 1000 человек), а большинство городов слишком малы (число жителей от 500 тысяч до полутора миллионов человек). Когда в 1990-х годах руководители начали приватизировать экономику, они продавали предприятия одно за другим, создавая фирмы, которые владели всего одним предприятием; опять-таки, предприятия были слишком велики, а фирмы - слишком малы. Что было нужно России, так это эффективные конгломераты вроде "General Electric" или "Siemens". А получила она олигархов - беспощадных боссов, которым принадлежит множество фирм, но которые крайне плохо ими руководят.
Всемирный банк отличает плохое от хорошего, фокусируя внимание на людях, которых г-н Рюль именует "классическими баронами-разбойниками". В типовом случае это банкиры, в начале 1990-х годов дававшие Кремлю займы в обмен на акции государственных компаний, которые они приобретали на мошеннических аукционах, нередко ими самими и организуемых. В докладе не называются имена, но банковские инсайдеры заявляют, что "классическими примерами" являются Владимир Потанин, Роман Абрамович и Михаил Ходорковский.
Все трое входят в верхнюю десятку нового перечня Всемирного банка, в котором числятся 23 крупных олигарха. Ходорковского недавно отправили в тюрьму по обвинению в уклонении от уплаты налогов, после того как он отдал свои миллиарды в поддержку оппонентов президента Владимира Путина. Другие сторонились избирательной кампании и процветали, завоевав на мировых рынках общую репутацию неизбежного зла - что на данном этапе оказывает позитивное влияние на российскую экономику в момент ее перехода от коммунизма к капитализму.
Данные Всемирного банка свидетельствуют об обратном: производительность труда рабочих ниже в тех компаниях, которые принадлежат олигархам, чем на предприятиях всех других типов собственности, исключая все еще принадлежащие государству. (Это спорное положение: двое российских исследователей, которые участвовали в подготовке доклада, утверждают, что для такого вывода недостаточно фактов.) Менее спорен другой вывод: предприятия малого бизнеса сегодня являются самым важным источником отчаянно требующихся новых рабочих мест в России.
Олигархи гробят подобные предприятия малого бизнеса. Банк изучал регионы, где местные правительства оказались "взятыми в заложники" в том смысле, что один какой-то бизнес в период 1996-2002 гг. получал более половины всех законодательных льгот - налоговых и иных. Двадцать три олигарха в верхней части перечня в совокупности получили меньше льгот, чем другие бизнесы. Однако "бароны-грабители" получили на 20% больше. И добились этого они за счет конкурентов, на чьих предприятиях прибыль и продуктивность резко упали. Там, где льготы получали предприятия малого бизнеса или иностранные компании, конкуренты не страдали - а в некоторых случаях даже выигрывали от этого. Почему? Да потому, что местные законодательные власти обыкновенно стараются сбалансировать особые просьбы бизнесменов с другими своими интересами, однако им трудно сопротивляться крупным магнатам, которые могут пригрозить выбросить на улицу тысячи работников, если не получат требуемого. "Они безжалостны, - говорит Рюль. - В конце концов, именно благодаря этому качеству они, первым делом, и приобрели свои состояния".
Алюминиевый магнат Олег Дерипаска, к примеру, "держал в заложниках" власти Красноярского края в 1999 и 2000 гг. Дерипаска получал льготы по налогам, сниженные тарифы на железнодорожные перевозки и на электроэнергию. Местные деловые группы протестовали, что им приходится платить за электричество по более высоким тарифам, чем предприятиям Дерипаски, однако подобные фирмы не могут тягаться с олигархами. "У них есть свои люди в федеральном правительстве, в чиновничьей среде. Они могут пролоббировать любой вопрос за какие-то секунды", - говорит Александр Спиридонов, которому принадлежат стоматологическая клиника и три магазина в Красноярске.
Из всего вышеизложенного следует, что Путину следует начать более широкую кампанию ограничений для всех олигархов. Критики вроде представителей Всемирного банка говорят, что России нужно поощрять как разукрупнение своих чрезмерно больших предприятий, так и консолидацию своих слишком маленьких предприятий. Они рекомендуют шире открыть российскую экономику для иностранной конкуренции, поощряя слияния и приобретения в надежде на преобразование принадлежащих олигархам холдингов в российские варианты "General Electric". В то же время страна нуждается в активно действующем антимонопольном ведомстве, чтобы разрушить контролируемые олигархами монополии примерно так же, как это сделала Америка со своими "баронами-разбойниками" в 1920-х годах. Вместо того чтобы по политическим мотивам сажать за решетку личных врагов вроде Ходорковского, Путин поступил бы разумно, ослабив позиции всех главных олигархов, что принесло бы пользу экономике России.