Складывается впечатление, что Вашингтон не намерен 30 июня передавать власть в руки временного иракского правительства. По мнению канадской журналистки Наоми Кляйн, Соединенные Штаты пытаются привести страну в состояние хаоса, чтобы позднее заявить о невозможности передачи правления в руки населения Ирака. Лишь так можно истолковать приведшие к кровопролитию нападения иракских солдат и сил коалиции на мирных манифестантов. Упомянутые столкновения позволили шиитскому лидеру Муктаде ас-Садру призвать своих последователей отказаться от пацифистских выступлений 'потому как враг предпочитает терроризм' и использовать 'другие методы' сопротивления оккупации. Подобное заявление молодого проповедника многими было воспринято как призыв к вооруженной борьбе.
Звук свободы я услышала на площади Фирдос в Багдаде - той самой знаменитой площади, где год назад с постамента была сброшена статуя Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Звук свободы был похож на пулеметный огонь.
В прошлое воскресенье иракские солдаты - обученные и контролируемые силами коалиции - начали здесь перестрелку и вынудили в срочном порядке эвакуироваться жителей близлежащих отелей 'Sheraton' и 'Palestine'. Когда манифестанты из беднейшего района Багдада - города Садр - возвращались домой, американские военные, сопровождаемые танками, вертолетами и самолетами, открыли беспорядочный огонь по домам, магазинам, уличным строениям и даже машинам скорой помощи. Согласно данным местных больниц, 47 человек погибло, многие получили ранения. Городу Эн-Наджафу пришлось пережить такой же кровавый день: 20 манифестантов погибли и более 150 были ранены.
В городе Садр похоронные процессии проходили мимо американских танков, а близлежащие больницы оказались заполнены ранеными. 16-летний Али Хусейн (Ali Hussein) был ранен в позвоночник с обстрелявшего манифестантов вертолета; 29-летний Гайлан Ибрагим (Gailan Ibrahim) получил пулю в спину с американского самолета; 14-летнему Али Фарису (Ali Faris) пришлось удалить мочевой пузырь после того, как пуля, выпущенная одним из американских солдат, пробила дверь его дома и попала в него. Дедушка Али Фариса рассказал, что точно такие же ранения получили еще два мальчика из их района.
А на улице подростки прыгали на остове сожженного американского 'Humvee' и выкрикивали усвоенный предыдущей ночью урок: 'Джордж Буш - это Саддам Хусейн. Джордж Буш - террорист!'. Вечером стычки между местным населением и военными прекратились.
Теперь ясно одно: это вовсе не предсказанная Вашингтоном 'гражданская война' между суннитами, шиитами и курдами. Это борьба, начатая американскими оккупационными силами против растущего числа шиитов, выступающих в поддержку Муктады ас-Садра (Moqtada al-Sadr).
Почитающие ас-Садра последователи говорят, что этот молодой и наиболее радикально настроенный соперник великого аятоллы Али Систани (Ali Sistani), несет в себе черты аятоллы Хомейни (Jomeini) и Че Гевары (Che Guevara). Ас-Садр обвиняет Соединенные Штаты в организации нападений на мирное население, сравнивает главу американских оккупационных властей Пола Бремера (Paul Bremer) с Саддамом Хусейном, называет себя сторонником ХАМАС и 'Хизболлы' и призывает к джихаду против спорной временной конституции. Его Ирак имеет много общих черт с Ираном.
Воззвания ас-Садра найдут своего слушателя. В то время как Систани налаживает связи в Организации Объединенных Наций - вместо того, чтобы на улицах иракских городов бороться с американской оккупацией - иракцы выражают все большее недовольство и все чаще используют насильственные методы борьбы, к которым их призывает ас-Садр. Некоторые из жителей страны вступили в 'Махади' - черную армию Муктады, утверждающего, что количество его последователей уже достигло нескольких сотен тысяч человек.
Первоначально прокуратор Бремер не реагировал на растущую силу ас-Садра, сегодня он хочет вовлечь его в открытую борьбу. Проблемы начались после того, как неделю назад Бремер закрыл издаваемую ас-Садром газету, чем вызвал целую волну мирных демонстраций. Более недели назад глава временной американской администрации в Ираке повысил свою ставку, направив представителей коалиционных войск к дому молодого проповедника вблизи Эн-Наджафа и приказав арестовать его пресс-секретаря.
Как и следовало ожидать, подобные действия американской администрации вызвали манифестации в Багдаде, участники которых были расстреляны иракскими военными. В результате столкновения погибло три человека, что послужило, в свою очередь, поводом для закончившихся кровопролитием воскресных выступлений.
В конце того трагичного дня ас-Садр призвал своих последователей отказаться от подобных выступлений, 'потому как врагу больше нравится терроризм, он не приемлет подобный способ выражения взглядов' и потребовал от иракцев перейти к 'иным методам' сопротивления оккупации, не уточняя к каким конкретно. Многие восприняли слова Муктады как призыв к вооруженной борьбе.
Кажется, что сложившаяся в Ираке ситуация приводит в замешательство. После произошедших в Фаллудже столкновений весь суннитский треугольник охвачен огнем, так зачем же Бремер подталкивает сегодня к борьбе и остававшийся спокойным шиитский юг?
Возможный ответ таков: Вашингтон уже отказался от своих планов передать 30 июня власть в руки временного иракского правительства и сегодня всеми силами пытается создать в стране ситуацию хаоса, которая сделает подобную передачу власти невозможной. Продление оккупации сыграло бы отрицательную роль в избирательной кампании Джорджа Буша. Но было бы еще хуже, если бы передача правления состоялась, после чего страна взорвалась подобно пороховой бочке. Описанный ход развития событий кажется все более вероятным, учитывая тот факт, что иракцы отказываются признавать недавно принятую временную конституцию и назначенный Соединенными Штатами правительственный совет.
Возможно, на заседаниях в Вашингтоне планы американской администрации и кажутся разумными, но здесь, в Багдаде, они выглядят форменным безумием. Отдав иракским военным приказ стрелять в своих же соплеменников, которых эти военные теоретически должны были защищать, Бремер уничтожил последнюю возможность заслужить доверие и без того отчаявшегося иракского населения. В воскресенье, перед тем как открыть огонь по манифестантам, многие иракские солдаты надевали на лица маски, чтобы потом их не смогли узнать соседи.
Временное коалиционное правительство, поручившее одной из лондонских рекламных компаний убедить иракцев в том, что оно занимается созданием в стране демократического общества, все чаще сравнивается с режимом Саддама Хусейна, которому также не нравились мирные демонстрации и оппозиционная пресса.
В прошлый понедельник министр коммуникаций Ирака Хайдер Абади (Haider Abadi) осудил вызвавшее последующую волну насилия распоряжение Бремера о закрытии газеты ас-Садра 'Al-Hawza'. 'Это огромная ошибка, - заявил министр в интервью. - Как они намерены в будущем править страной? Отправляя солдат закрывать газеты?'.
Абади, который теоретически должен следить за всеми выходящими в Ираке изданиями, заявил, что не знал о планах по закрытию 'Al-Hawza' до тех пор, пока на дверях редакции не появился замок. По словам Абади, газета ас-Садра лишь рассуждала о том, что Соединенные Штаты могли стоять за террористическими операциями, проводящимися в стране: 'Но такие слухи ходят повсюду, их можно услышать везде'.
Между тем, все больше иракцев считают оказавшегося в центре сегодняшних событий Муктаду ас-Садра национальным героем.
В воскресенье тысячи манифестантов собрались на багдадской площади Фирдос. С одной стороны площади подростки вскарабкались на здание и сорвали рекламный плакат новых ВС Ирака. С другой стороны американские военные направили стволы пушек своих танков на собравшуюся толпу иракцев, а установленные громкоговорители вещали, что 'демонстрации являются важной составляющей демократии, но препятствовать движению транспорта запрещено'.
В центре площади на месте старого памятника Саддаму Хусейну американцы поставили новую статую. Предполагается, что эта композиция из человеческих фигур без лиц является олицетворением освобождения иракского народа. Сегодня весь этот памятник обклеен фотографиями Муктады ас-Садра.