Американские следователи обнаружили новые подробности нарушений в программе ООН для Ирака 'Нефть в обмен на продовольствие', которая обошлась в 67 млрд. долларов. Несмотря на это, администрация Буша выражает все большую готовность передать международной организации руководство послевоенным урегулированием в стране.
Поставщики из Египта, Иордании и России больше всего выиграли от контрактов на поставку продовольствия и другой гуманитарной промощи, цены на которые завышались на 10-40%, заявляют следователи Министерства обороны США. По их мнению, цены в двух третях египетских контрактов были в среднем завышены на 23%. Изучив 124 российских контракта общей стоимостью 1,83 млрд. долл., аудиторы пришли к выводу, что 51 из них содержит незаконные наценки на общую сумму 129 млн. долл.
Эти подробности появились уже после показаний, данных аудиторами Минобороны на заседании комитета по международным отношениям американского Сената на прошлой неделе. По их свидетельствам, стоимость почти половины из 759 заключенных к лету прошлого года контрактов на поставку в Ирак продовольствия и других гуманитарных грузов на сумму 6,9 млрд долл. была завышена как минимум на 656 млн. долл. Комитет также заслушал показания представителей Главного бюджетно-контрольного управления США, которые заявили, что за пять лет действия программы 'Нефть в обмен на продовольствие' режим бывшего иракского лидера Саддама Хусейна присвоил 10 млрд. долл., путем различных наценок и контрабанды. Аудиторы выяснили, что менеджеры ООН почти никогда не возражали против завышенных цен или незаконных наценок.
Эти обвинения были сделаны в то время, как администрация Буша изменила позицию по урегулированию в Ираке и призвала ООН возглавить процесс возвращения власти иракскому населению. 'Я думаю, у нас не будет сложностей с передачей им центральной роли в процессе', - сказал на слушаниях в сенатском комитете посол США в ООН Джон Негропонте (John Negroponte). Критики ООН, как в Вашингтоне, так и из числа иракских политиков, обеспокоенных тем, что они могут понести убытки, если урегулированием в стране будет заниматься ООН, заявляют, что сомнительная история программы ставит под сомнение способность организации стать надежным посредником в восстановлении Ирака.
На этой неделе Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan) должен назначить членов группы, которая займется расследованием программы, включая возможные нарушения со стороны самих сотрудников ООН. По сообщению источников, знакомых с ходом дела, Аннан хочет, чтобы расследование возглавил Пол Волкер (Paul Volcker), бывший председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США. Получить комментарий г-на Волкера не удалось.
Чиновники ООН не согласны с предположениями, что прошлые случаи коррупции могут ограничить будущую роль организации в Ираке.
'Нет смысла клеймить организацию из-за этого случая, - считает заместитель Генерального секретаря ООН по общественной информации Шаши Тхарур (Shashi Tharoor). - Послужной список ООН включает многое из того, что мировое сообщество собирается поручить ей в Ираке, и это никак не связано с тем, каким образом режим Садама продавал нефть во время санкций'.
Может оказаться, что проблемы программы имели много источников. По словам дипломатов, члены Совета Безопасности ООН, например, Россия и Франция, чьи компании отвечали за значительную часть поставок в Ирак, не позволили изучить свои контракты. Тем временем, по словам одного европейского дипломата, США и Великобритания мало что сделали для предотвращения контрабанды иракской нефти через соседние страны, дружественные Западу. 'Что касается Иордании и Турции', выполнение санкций 'было настолько строгим, насколько это было возможно', сказал он. Хотя США и Британия время от времени подвергали проверке подозрительные контракты, представляемые в комитет по санкциям, Негропонте признает, что американские дипломаты уделяли основное внимание блокированию запрещенных вооружений и материалов, а не борьбе с коррупцией.
Аудиторы выявили, что одна сирийская зерноперерабатывающая компания получила одобрение трех контрактов на поставку круп стоимостью 154 млн. долл., говорится в конфиденциальных записях, собранных американским правительством. Незаконные наценки в этих контрактах составляют 68 млн. долл. Стоимость одного китайского контракта на поставку нефтедобывающего оборудования была завышена на 45% или 7 млн. долл., как свидетельствуют записи. 6 из 34 компаний, названных основными нарушителями, - российские, 5 - египетские и 4 - иорданские. Американские аудиторы также выявили случаи, когда режим Хусейна закупал товары, чья ценность для голодающих иракцев вызывает сомнение, например, 300 седанов Мерседес, за которые было заплачено 16 млн. долларов.
К настоящему моменту стоимость многих контрактов уже понижена, а товары доставлены в Ирак, сообщают американские чиновники.