Еще одна война в Ираке это уже слишком даже для 'президента войны'. То, что до сих пор служило декорацией для проявления его полномочий как главнокомандующего, может превратиться в арену, на которой разыгрывается катастрофа стратегического масштаба. Американские оккупанты, как и до них британцы, оказались сегодня беспомощными перед лицом быстро меняющегося характера иракского сопротивления. Восстание в суннитском треугольнике, радикализация шиитского большинства на юге страны и криминализация всех политических конфликтов ставит под угрозу передачу власти иракскому Правящему совету, запланированную на 30-е июня. То, что в календаре предвыборной кампании Джорджа Буша (George Bush) было уже помечено как день успешного завершения этапа, в лучшем случае окажется датой, не имеющей позитивного значения.
Однако затруднительная ситуация в Ираке имеет в США последствия, выходящие за партийные рамки. План разрешения проблемы Ирака необходим не только нынешнему президенту Джорджу Бушу. Его соперник от демократов Джон Керри (John Kerry) тоже вынужден уделять этому вопросу больше внимания, и его недавнего ответа на вопрос, что бы он сделал в Ираке по-другому, будет, недостаточно. Он тогда ответил: 'Я бы не делал этой глупости, то есть я не намерен признавать ошибку, которой не совершал'. Выступая с позиции чистого противника войны и прибегая к подобным отговоркам, он президентом не станет.
Дилемма оккупантов в Ираке известна: если пойти на поводу у мятежников и преступников, то они с помощью своей милиции и угроз вытеснят на обочину процесса молчаливое большинство. Если реагировать на вызовы в Фаллудже (Falludscha), в Наджафе (Nagschaf) и в ряде районов Багдада применением военной силы, то еще шире станет база сопротивления. Но администрация Буша стоит перед лицом и другой проблемы: логика избирательной кампании не оставляет места для той самокритики, которая должна быть предпосылкой всякой новой политической ориентации. Если господам Рамсфелду (Rumsfeld) и Бремеру (Bremer), а также советнику по национальной безопасности Кондолизе Райс (Condoleezza Rice) и без того не хватало готовности признавать свои собственные ошибки, то теперь они будут воспринимать переговоры с восставшими в суннитском треугольнике, новый диалог с шиитскими духовниками или расширение полномочий иракского Правящего совета как свидетельство слабости. Цели избирательной кампании и оккупации все больше расходятся.
Американская общественность реагировала пока на критику войны в Ираке и на ее последствия стоически. Отсутствие оружия массового уничтожения, оставшееся без доказательства утверждение о связях Саддама Хусейна (Saddam Hussein) с Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden), а также обвинения эксперта в области терроризма Ричарда Кларка (Richard Clark) по поводу того, что была недооценена угроза со стороны 'Аль-Каиды' и преувеличена опасность, которую представлял собой диктатор из Багдада, - все это создает почву для сомнений в политике Джорджа Буша, но принципиально поколебать лояльность граждан США по отношению к своему президенту пока не может. До недавней эскалации ситуации в Ираке казалось, что 100 000 дополнительных рабочих мест в месяц могут компенсировать в тактическом плане в рамках избирательной кампании потери армии США в Ираке. Другой вопрос, что произойдет, когда в заложники будут брать граждан США и резать их? И что, если террор вследствие войны в Ираке будет продолжать обретать организационную и идеологическую почву на территории между Мадридом, районом Газа, Садр-сити и городом Фаллуджа? Но администрация Буша пока придерживается линии, что вопрос об отступлении в Ираке не стоит.
'Ирак - это Вьетнам Джорджа Буша, и этой стране нужен другой президент'. Под этим лозунгом для внутриполитического потребления сенатор США Эдвард Кеннеди (Edward Kennedy) попытался на прошлой неделе вызвать в памяти старые американские кошмары. Даже если совсем не принимать во внимание неточность сравнения, вряд ли это может пойти на пользу для демократических боев, которые ведет его коллега по Сенату Джон Керри. Поскольку любая ассоциация с отступлением непозволительна и для кандидата на пост президента от демократов, если он не хочет, чтобы его обвинили в отсутствии патриотизма. До той поры, пока кандидат Керри может обвинять президента США в том, что тот сделал недостаточно для легитимации оккупации со стороны международной общественности, до тех пор он будет действовать на надежном политическом поле.
Но если Джордж Буш использует последующие десять недель для поиска путей сотрудничества с Организацией Объединенных Наций и расширения нерепрезентативного на сегодняшний день Правящего совета, то Джон Керри окажется в такой же ситуации, что и европейские критики администрации Буша: он тоже будет нести ответственность за конфликтную и взрывоопасную ситуацию, единственным виновником которой является администрация Буша. И альтернативного выхода из этой ситуации у него нет.