В результате компьютерной обработки изображения на Туринской плащанице был обнаружен призрачный образ мужчины - но на обратной, а не лицевой стороне знаменитой реликвии.
Образ соответствует чертам лица с лицевой стороны плащаницы - можно различить слабые контуры носа, глаз, волос, бороды и усов. Сведения об этом открытии опубликованы сегодня в научной статье, написанной двумя итальянскими учеными. Плащаница - одна из тех христианских святынь, чье происхождение вызывает самые большие разногласия. Сторонники ее подлинности утверждают, что это домотканное полотно - саван, в котором хоронили Иисуса, а 'образ', заметный на его лицевой стороне - смазанные контуры человеческого тела - свидетельство Воскресения.
Однако исследователи, изучавшие изображение, неоднократно заявляли, что это убедительная и искусная подделка, относящаяся, вероятно, к периоду средневековья, что 'вовсе не обязательно связывать появление изображения [на лицевой стороне] с какими-то чудесами': его 'с большой вероятностью можно объяснить на основе хорошо известных химических реакций'.
Однако теперь, после публикации новых данных в реферативном 'Журнале по проблемам оптики, раздел 'А': чистая и прикладная оптика', это утверждение вновь подвергнуто сомнению. 'Обратную сторону' плащаницы мало кто видел: ее закрывает ткань, пришитая сверху монашками в 1534 г., после того, как из-за пожара некоторые участки большого полотна (размеры плащаницы - 14 футов 3 дюйма на 3 фута 7 дюймов, или 4 на 1 метр) почернели.
Впервые обратная сторона плащаницы была детально изучена в 2002 г., когда в ходе реставрации закрывающая ее ткань была удалена. Последние исследования основаны на сделанных тогда фотографиях, опубликованных в книге, написанной одним из священников-хранителей плащаницы.
'У меня возникло впечатление, что на обратной стороне плащаницы угадывается слабое изображение, - говорит Джулио Фанти, профессор с кафедры механических и термических измерений Падуанского университета, и один из авторов последней публикации. - Я подумал: там можно обнаружить многое, что не различишь невооруженным глазом'.
Хотя невооруженным взглядом разглядеть что-либо было нельзя, профессор Фанти и его коллега Роберто Манниоло, применили изощренный метод обработки изображений, способный создать картинку на основе фонового 'шума'.
В результате они обнаружили на обратной стороне плащаницы отпечаток человеческого лица, расположенный прямо под известным образом на лицевой стороне, изображающим, судя по всему, бородатого мужчину с ранами от распятия на теле.
'Хотя изображение чрезвычайно слабое, можно четко различить такие детали как нос, глаза, волосы, борода и усы, - говорит профессор Фанти. - Это изображение немного отличается от известного образа. Например, на изображении носа с обратной стороны обе ноздри видны одинаково четко, а на лицевой стороне правая ноздря угадывается слабее'.
Однако в результате обработки не удалось обнаружить контуры тела, соответствующие отпечатку на лицевой стороне. 'Если они и существуют, то их скрывает 'шум' от самого цифрового изображения, - отмечает ученый. - Но мы обнаружили нечто, похожее на изображение рук'.
Авторы статьи тщательно избегают любых гипотез о том, каким образом могло возникнуть изображение на плащанице. 'Мы очень настоятельно просили, чтобы в статье не было никаких рассуждений на религиозные темы, - заявил представитель Института физики. - Она описывает только методы, которые они применяли, и то, что им удалось обнаружить'.
Обнаружение 'второго' лица, судя по всему, подкрепляет аргументы в пользу того, что плащаница является подделкой: любая краска или жидкость, которой пользовались фальсификаторы для создания отпечатка на ткани, должна была пропитать ее насквозь. Однако профессор Фанти отмечает, что изображение лица на обеих сторонах имеет 'поверхностный' характер, затрагивая лишь самые верхние волокна льняных нитей.
'Мы сделали поперечное сечение полотна, изображения и сверху, и снизу обнаруживаются на самой поверхности ткани, но в середине ничего нет. Подделать такое необычайно трудно'.
По его словам, эта 'двойная поверхностность' может дать ответ на вопрос о том, как возникло изображение на плащанице. В статье он говорит о коронирующем разряде, который может возникнуть, если труп находится в электрическом поле и ионизированной атмосфере. Такое может случиться с телом, помещенным в кварцевую пещеру, где часто происходят землетрясения, поскольку при этом выделяется радиоактивный газ радон.
В 1988 г. Ватикан санкционировал датировку плащаницы по содержанию углерода. После тестов, проведенных в трех весьма уважаемых лабораториях - в Оксфорде, Цюрихе и Таксоне (штат Аризона), ученые пришли к выводу, что плащаница соткана в период между 1260 и 1390 гг.
Один из исследователей, Рэй Роджерс, заметил: 'Характеристики изображения с большой вероятностью можно объяснить на основе хорошо известных химических реакций. Вовсе не обязательно связывать появление изображения с какими-то чудесами'.